Арка́дий Исаа́кович Ра́йкин (11 (24) октября 1911, Рига — 17 декабря 1987, Москва) — советский актёр театра, эстрады и кино, конферансье, театральный режиссёр и юморист.
Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской премии (1980). Герой Социалистического Труда (1981).
Биография
Аркадий Райкин родился в Риге в семье портового бракёра строительного леса Исаака Давидовича Райкина (1877—1942) и его жены Леи (Елизаветы Борисовны) Райкиной (урождённой Гуревич; 1878—1965), акушерки. Родители оформили брак за год до рождения Аркадия. В семье росли также младшие сёстры Белла (1916—2009) и Софья, и брат Макс (1927—1999). Ицик Давидович Райкин (как и его родители Давид и Эйдл) происходил из Полоцка Витебской губернии.
Предки по материнской линии были потомственными рижанами. Дед Аркадия по материнской линии был провизором, владел аптекой.
В 5-летнем возрасте Аркадий был увезён родителями из ставшей прифронтовой Риги, но сохранил в памяти атмосферу дома № 16 по Мельничной (ныне — Дзирнаву) улице. Семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца. Во время учёбы в школе Аркадий, увлёкшись театром, занимался в драмкружке. В 1922 году семья переехала в Петроград. Учился в одной из старейших и лучших школ Петрограда № 206. В 1929 году Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический завод.
В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), куда подал документы вопреки желанию родителей. Первоначально Райкин поступал на курс к Траубергу и Козинцеву, однако по результату экзаменов был определён в мастерскую ближайшего помощника В. Э. Мейерхольда (в 1910-е годы) В. Н. Соловьёва, режиссёра и учёного, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера.
Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, Михаила Савоярова, встретил у него сочувственное отношение и поддержку. Специфика савояровского сценического стиля нашла своё воплощение в первых эстрадных номерах Райкина, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова.
После окончания техникума сценических искусств Райкин попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), который вскоре был переименован в Театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году). Начинал свою актёрскую деятельность Райкин как киноартист, но в целом карьера в кинематографе сложилась для него не особенно успешно. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».
В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Спустя три года становится художественным руководителем этого театра.
Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте.
Послевоенная карьера
После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актёр быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения.
В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.
…я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством […] Аркадия Райкина. […] человек там одиннадцать-тринадцать-четырнадцать артистов, не помню. Но это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть — играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать.
— Михаил Жванецкий
Миниатюры и спектакли А. И. Райкина отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.
В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда (Романов) стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву. В 1982 году театр Аркадия Райкина переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр, в апреле 1987 г. получил имя «Сатирикон». Руководителем театра после смерти артиста стал сын Аркадия Райкина — Константин Райкин.
Скончался в 23 часа 10 минут 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. Похоронен 20 декабря на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).
Семья
Жена — актриса Руфь Марковна Иоффе (домашнее имя — Рома, 1915—1989).
Дочь — актриса Екатерина Райкина (род. 1938)
Внук — актёр и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 1961)
Сын — актёр Константин Райкин (род. 1950)
Внучка — актриса Полина Райкина (род. 1988)
Брат — актёр Максим Максимов (настоящее имя — Макс Ицикович Райкин, 1927—1999), выступал в эстрадном дуэте с Владимиром Ляховицким.
Двоюродный брат — Бруно Райкин (1912—2005), известный южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году; аккомпаниатор Поля Робсона.
Награды
Герой Социалистического Труда (23.10.1981).
Орден Ленина (23.10.1981).
Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985).
Орден Отечественной войны II степени (25.10.1945)[11]
Орден Трудового Красного Знамени (19.11.1971).
Орден Дружбы народов.
Медаль «За оборону Кавказа».
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Народный артист СССР (1968).
Народный артист РСФСР (1957).
Заслуженный артист РСФСР (1947).
Ленинская премия (1980).
Лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939).
Википедия
***С приближением немцев к Риге (шла Первая мировая война) семья Райкиных, когда Аркаше было 5 лет, переехала в Рыбинск. Много лет спустя артист вновь посетил в Риге дом на Дзирнаву, 16, в котором когда-то жил. (Когда уже в наши дни на здании решили установить мемориальную доску, оказалось, что в вопоминаниях память подвела артиста: он родился в доме на улице Авоту, 4). Хотя дом и стал чужим, но разочарованием та встреча не стала. "Облик той жизни в моем восприятии смутен, - вспоминал Райкин, - при том, что образ ее весьма отчетлив".
Детская память не сохранила расположения комнат, их число, находившуюся здесь мебель, но оставила вид из окон на дровяной склад и двор, по которому бегали ученики из расположенной по соседству гимназии. Ослепительным чудом были поездки на трамвае, рождавшие чувство превосходства над пешеходами. Самым же ярким воспоминанием детства осталась Эспланада - парк возле оперного театра, куда его возили в прогулочной коляске. Там играл духовой оркестр.
Вся материнская родня была из коренных рижан. Дед артиста владел аптекой, которая примыкала к жилым помещениям, и запах лекарств также был запахом детства. Один из маминых братьев стал журналистом, другой страстным книжником, ее сестра - скульптором, а она сама была акушеркой. Все заботы по дому и воспитанию детей (их было четверо) ложились на ее плечи.
Отец Райкина был воспитан совсем иначе. Дед по отцовской линии был из какого-то белорусского местечка, изъяснялся на невообразимой смеси идиш, русского, белорусского и немецкого языков, строго держался религиозных обрядов. Деспот по натуре, он требовал соблюдения ветхозаветных истин от всех родных. Прожил до 94 лет, пока на чьей-то свадьбе, танцуя, неудачно спрыгнул со стола. Отец Аркадия унаследовал от него суровость, потому дни рождения детей не отмечались, у них не было игрушек, а фотография считалась дорогим удовольствием. В Рижском морском порту он занимал должность лесного бракера, то есть контролировал отгрузку леса, отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Слово "пробс", означавшее особо прочные бревна для крепления сводов шахт, также осталось в памяти с детства.
От матери Аркадию достались умение терпеть и прощать, не унижаться, ее музыкальность и эстетическое чувство. А вот склонность к лицедейству досталась Райкину от отца. У того был несомненный импровизаторский дар, так необходимый для работы с клиентами. Даже когда Райкин стал профессиональным артистом, отец мог подсказать и показать сыну правильную постановку номера.
Раз, точно обмолвившись, он ласково назвал сына Котей. Эта неожиданная нежность так взволновала и запомнилась, что когда у Аркадия Райкина родился сын, его так и назвали - Котя, Костя. Сегодня Константин РАЙКИН руководит созданным его отцом театром "Сатирикон".
В Рыбинске Райкин в 6 лет впервые вышел на сцену, а в 10 лет вся семья Райкиных перебралась в Петроград, скоро названный Ленинградом. Город на Неве стал его домом, если не считать последних пяти лет жизни, проведенных в Москве. Еще студентом Райкин начал выступать на эстраде, а первый успех пришел к нему в декабре 1939 года, когда на I Всесоюзном конкурсе эстрады исполнил комические номера в образе Чарли Чаплина и завоевал 2-ю премию (1-й не досталось никому). И сразу же последовало приглашение выступить на концерте по случаю 60-летия товарища СТАЛИНА! Три года спустя уже Райкин пригласил вождя на свой спектакль, но тот с сожалением передал, что очень занят. Это было очень опасное внимание. Режиссер Николай АКИМОВ, ставивший в театре Райкина спектакли, спрашивал друга: "Неужели, Аркадий, мы с тобой такое дерьмо, что нас до сих пор не посадили?"
Почти дружба связывала артиста и с другим генеральным секретарем - Леонидом Ильичем БРЕЖНЕВЫМ. Начало было положено в первый день войны, когда 22 июня 1941 года первый секретарь Днепропетровского горкома партии первым же эшелоном отправил подальше от фронта находившуюся в городу труппу Райкина. Потом артисты и полковник Брежнев встречались в 1943 на Малой земле, а в последние месяцы своей жизни генсек помог театру Райкина обрести свое помещение, что и станет причиной переезда артиста в Москву.
При этом Райкин никогда не прислуживал власти, бичуя со сцены бюрократов, карьеристов, пустобрехов, хамство и невежество, всегда оставаясь лириком в душе. Он не делал громких заявлений, не обличал никого лично, но на его представлениях никогда не было пустых мест, а номенклатура всех уровней тихо ненавидела его и мелочно гадила. Сколько авторов и артистов прошли школу Райкина или были воспитаны на его примере, но все ли из них сумели удержаться на этом уровне? Райкин своей сатирой и добрым юмором защищал человека, тогда как сегодня на эстраде принято потешать зрителя уродливостью персонажей и глупостью произносимых ими фраз.
Этот день в истории
© Валерий РУБИН Canadian News Service
Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской премии (1980). Герой Социалистического Труда (1981).
Биография
Аркадий Райкин родился в Риге в семье портового бракёра строительного леса Исаака Давидовича Райкина (1877—1942) и его жены Леи (Елизаветы Борисовны) Райкиной (урождённой Гуревич; 1878—1965), акушерки. Родители оформили брак за год до рождения Аркадия. В семье росли также младшие сёстры Белла (1916—2009) и Софья, и брат Макс (1927—1999). Ицик Давидович Райкин (как и его родители Давид и Эйдл) происходил из Полоцка Витебской губернии.
Предки по материнской линии были потомственными рижанами. Дед Аркадия по материнской линии был провизором, владел аптекой.
В 5-летнем возрасте Аркадий был увезён родителями из ставшей прифронтовой Риги, но сохранил в памяти атмосферу дома № 16 по Мельничной (ныне — Дзирнаву) улице. Семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца. Во время учёбы в школе Аркадий, увлёкшись театром, занимался в драмкружке. В 1922 году семья переехала в Петроград. Учился в одной из старейших и лучших школ Петрограда № 206. В 1929 году Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический завод.
В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), куда подал документы вопреки желанию родителей. Первоначально Райкин поступал на курс к Траубергу и Козинцеву, однако по результату экзаменов был определён в мастерскую ближайшего помощника В. Э. Мейерхольда (в 1910-е годы) В. Н. Соловьёва, режиссёра и учёного, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера.
Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, Михаила Савоярова, встретил у него сочувственное отношение и поддержку. Специфика савояровского сценического стиля нашла своё воплощение в первых эстрадных номерах Райкина, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова.
После окончания техникума сценических искусств Райкин попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), который вскоре был переименован в Театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году). Начинал свою актёрскую деятельность Райкин как киноартист, но в целом карьера в кинематографе сложилась для него не особенно успешно. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».
В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Спустя три года становится художественным руководителем этого театра.
Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте.
Послевоенная карьера
После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актёр быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения.
В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.
…я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством […] Аркадия Райкина. […] человек там одиннадцать-тринадцать-четырнадцать артистов, не помню. Но это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть — играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать.
— Михаил Жванецкий
Миниатюры и спектакли А. И. Райкина отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.
В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда (Романов) стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву. В 1982 году театр Аркадия Райкина переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр, в апреле 1987 г. получил имя «Сатирикон». Руководителем театра после смерти артиста стал сын Аркадия Райкина — Константин Райкин.
Скончался в 23 часа 10 минут 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. Похоронен 20 декабря на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).
Семья
Жена — актриса Руфь Марковна Иоффе (домашнее имя — Рома, 1915—1989).
Дочь — актриса Екатерина Райкина (род. 1938)
Внук — актёр и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 1961)
Сын — актёр Константин Райкин (род. 1950)
Внучка — актриса Полина Райкина (род. 1988)
Брат — актёр Максим Максимов (настоящее имя — Макс Ицикович Райкин, 1927—1999), выступал в эстрадном дуэте с Владимиром Ляховицким.
Двоюродный брат — Бруно Райкин (1912—2005), известный южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году; аккомпаниатор Поля Робсона.
Награды
Герой Социалистического Труда (23.10.1981).
Орден Ленина (23.10.1981).
Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985).
Орден Отечественной войны II степени (25.10.1945)[11]
Орден Трудового Красного Знамени (19.11.1971).
Орден Дружбы народов.
Медаль «За оборону Кавказа».
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Народный артист СССР (1968).
Народный артист РСФСР (1957).
Заслуженный артист РСФСР (1947).
Ленинская премия (1980).
Лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939).
Википедия
***С приближением немцев к Риге (шла Первая мировая война) семья Райкиных, когда Аркаше было 5 лет, переехала в Рыбинск. Много лет спустя артист вновь посетил в Риге дом на Дзирнаву, 16, в котором когда-то жил. (Когда уже в наши дни на здании решили установить мемориальную доску, оказалось, что в вопоминаниях память подвела артиста: он родился в доме на улице Авоту, 4). Хотя дом и стал чужим, но разочарованием та встреча не стала. "Облик той жизни в моем восприятии смутен, - вспоминал Райкин, - при том, что образ ее весьма отчетлив".
Детская память не сохранила расположения комнат, их число, находившуюся здесь мебель, но оставила вид из окон на дровяной склад и двор, по которому бегали ученики из расположенной по соседству гимназии. Ослепительным чудом были поездки на трамвае, рождавшие чувство превосходства над пешеходами. Самым же ярким воспоминанием детства осталась Эспланада - парк возле оперного театра, куда его возили в прогулочной коляске. Там играл духовой оркестр.
Вся материнская родня была из коренных рижан. Дед артиста владел аптекой, которая примыкала к жилым помещениям, и запах лекарств также был запахом детства. Один из маминых братьев стал журналистом, другой страстным книжником, ее сестра - скульптором, а она сама была акушеркой. Все заботы по дому и воспитанию детей (их было четверо) ложились на ее плечи.
Отец Райкина был воспитан совсем иначе. Дед по отцовской линии был из какого-то белорусского местечка, изъяснялся на невообразимой смеси идиш, русского, белорусского и немецкого языков, строго держался религиозных обрядов. Деспот по натуре, он требовал соблюдения ветхозаветных истин от всех родных. Прожил до 94 лет, пока на чьей-то свадьбе, танцуя, неудачно спрыгнул со стола. Отец Аркадия унаследовал от него суровость, потому дни рождения детей не отмечались, у них не было игрушек, а фотография считалась дорогим удовольствием. В Рижском морском порту он занимал должность лесного бракера, то есть контролировал отгрузку леса, отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Слово "пробс", означавшее особо прочные бревна для крепления сводов шахт, также осталось в памяти с детства.
От матери Аркадию достались умение терпеть и прощать, не унижаться, ее музыкальность и эстетическое чувство. А вот склонность к лицедейству досталась Райкину от отца. У того был несомненный импровизаторский дар, так необходимый для работы с клиентами. Даже когда Райкин стал профессиональным артистом, отец мог подсказать и показать сыну правильную постановку номера.
Раз, точно обмолвившись, он ласково назвал сына Котей. Эта неожиданная нежность так взволновала и запомнилась, что когда у Аркадия Райкина родился сын, его так и назвали - Котя, Костя. Сегодня Константин РАЙКИН руководит созданным его отцом театром "Сатирикон".
В Рыбинске Райкин в 6 лет впервые вышел на сцену, а в 10 лет вся семья Райкиных перебралась в Петроград, скоро названный Ленинградом. Город на Неве стал его домом, если не считать последних пяти лет жизни, проведенных в Москве. Еще студентом Райкин начал выступать на эстраде, а первый успех пришел к нему в декабре 1939 года, когда на I Всесоюзном конкурсе эстрады исполнил комические номера в образе Чарли Чаплина и завоевал 2-ю премию (1-й не досталось никому). И сразу же последовало приглашение выступить на концерте по случаю 60-летия товарища СТАЛИНА! Три года спустя уже Райкин пригласил вождя на свой спектакль, но тот с сожалением передал, что очень занят. Это было очень опасное внимание. Режиссер Николай АКИМОВ, ставивший в театре Райкина спектакли, спрашивал друга: "Неужели, Аркадий, мы с тобой такое дерьмо, что нас до сих пор не посадили?"
Почти дружба связывала артиста и с другим генеральным секретарем - Леонидом Ильичем БРЕЖНЕВЫМ. Начало было положено в первый день войны, когда 22 июня 1941 года первый секретарь Днепропетровского горкома партии первым же эшелоном отправил подальше от фронта находившуюся в городу труппу Райкина. Потом артисты и полковник Брежнев встречались в 1943 на Малой земле, а в последние месяцы своей жизни генсек помог театру Райкина обрести свое помещение, что и станет причиной переезда артиста в Москву.
При этом Райкин никогда не прислуживал власти, бичуя со сцены бюрократов, карьеристов, пустобрехов, хамство и невежество, всегда оставаясь лириком в душе. Он не делал громких заявлений, не обличал никого лично, но на его представлениях никогда не было пустых мест, а номенклатура всех уровней тихо ненавидела его и мелочно гадила. Сколько авторов и артистов прошли школу Райкина или были воспитаны на его примере, но все ли из них сумели удержаться на этом уровне? Райкин своей сатирой и добрым юмором защищал человека, тогда как сегодня на эстраде принято потешать зрителя уродливостью персонажей и глупостью произносимых ими фраз.
Этот день в истории
© Валерий РУБИН Canadian News Service