ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

Акиба (Акиба Кивелович) РУБИНШТЕЙН /Akiba RUBINSTEIN/(1882 ≈ 15.3.1961),
польский шахматист, гроссмейстер, чемпион шахматной Олимпиады 1930 года.

Его наивысшие турнирные достижения пришлись на период перед 1-й мировой войной, когда Рубинштейн рассматривался как один из главных претендентов на шахматную корону и побеждал ЛАСКЕРА, КАПАБЛАНКУ, АЛЕХИНА.
Достигнув 50 лет, он больше не выступал, так как все сильнее страдал от антропофобии ≈ боязни людей, особенно массового их скопления.

Акиба Кивелевич Рубинштейн (1880-1961) — известный польский шахматист еврейского происхождения, один из сильнейших стратегов древней игры, гроссмейстер. Многие его дебютные схемы не потеряли своей актуальности до наших дней. В середине второго десятилетия XX века считался главным претендентом на обладание шахматной короной.

Акиба Рубинштейн родился 1 декабря 1880 года в городе Стависки Ломжинской губернии, входившей в то время в состав Российской империи. Его многодетная семья (Акиба был 12 ребенком) жила непросто, но ее положение еще больше осложнилось после смерти отца, который умер за восемь месяцев до рождения сына. После его появления на свет мать передает Акибу на содержание и воспитание своим родителям.

Окончив школу, Акиба отправляется по воле родственников в Белосток для обучения на меломеда — учителя детей из еврейских семей. Знакомство с шахматами у Рубинштейна произошло довольно поздно — в 14 лет, когда он увидел за игрой двух сверстников. Баталии, развернувшиеся за шахматной доской, так увлекли подроста, что он самостоятельно изучил учебник Сосница, написанный на иврите. В 1905 году Акиба успешно сыграл на турнире в Бремене, после чего получил звание мастера.


Шахматная карьера Рубинштейна

Шахматный путь Рубинштейна развивался неоднозначно. Наибольшие успехи к нему пришли в период до Первой мировой войны, когда он уверенно входил в когорту сильнейших игроков и по праву считался одним из главных соперников Эмануэля Ласкера в борьбе за чемпионскую корону. Об этом свидетельствует ряд блестящих побед на серьезных турнирах, одержанных Акибой Кевелевичем. В период с 1914 по 1918 года в его выступлениях возник вынужденный перерыв, так как шахматист был изолирован в родной Польше и не мог участвовать в зарубежных соревнованиях.

Одним из знаковых событий для польского шахматиста стал турнир в Карлсбаде 1907 года, открывшем дорогу на международную арену целой плеяде талантливых игроков. Согласно регламенту, участники турнира в течение недели играли по пять туров, отложенные партии доигрывались в свободное время. На обдумывание давалось 2 часа на первые 30 ходов и час на дальнейшие 15 ходов. В целом были приняты правила Германского шахматного союза. По итогам соревнования Рубинштейн стал первым (+12-2=6) на 0,5 очка опередив Гезу Мароци. За победу он получил 3 тысячи крон и почетный кубок Германского шахматного союза. Правда, ни одна из его партий не была названа в числе самых красивых, что не умоляет игровых достоинств мастера.

Новый успех пришел к Рубинштейну на третьем Международном шахматном конгрессе в Остенде 1907 года. В рамках мероприятия состоялось несколько соревнований, в том числе турнир чемпионов и турнир мастеров. Акиба принял участие в последнем, где его соперниками были 30 шахматистов из разных стран мира. В результате он разделил первое место с Осипом Бернштейном — оба набрали по 19,5 очков из 28 возможных. В 1909 году в Петербурге прошел первый Международный шахматный турнир памяти Михаила Чигорина. Среди участников были Ласкер, венгр Видмар, немец Шпильман, россиянин Тартаковер и много других сильных игроков. Рубинштейн, представлявший на турнире Россию, сумел разделить 1-2 место с Э. Ласкером.

Эмануэль Ласкер и Акиба Рубинштейн (Санкт-Петербург, 1909)


Игра молодого шахматиста впечатлила чемпиона, и он удостоил его лестными словами, опубликованными в газетной статье. В частности, он писал о превосходном чувстве положения и о непревзойденном шахматном чутье Акибы. Отметил маэстро и упорство Рубинштейна в изучении и освоении премудростей древней игры. В заключении Ласкер назвал его «выдающимся маэстро», сравнив удивительную способность игрока чувствовать положение с талантом фехтовальщика.

В 1912 году Рубинштейн сыграл на турнире в Сан-Себастьяне, где ему противостояли 11 соперников, в том числе Зигберт Тарраш и Арон Нимцович. Акибе удалось опередить всех и уверенно занять первое место с 12,5 очками (+8-2=9). Кроме того, он сумел победить самого Х.Р. Капабланку. В этом же году в Бреслау прошел 18 конгресс Германского шахматного союза, в рамках которого состоялся турнир гроссмейстеров и мастеров. Рубинштейн вновь подтвердил свой высокий уровень игры и сумел разделить 1-2 места с венгром Дурасом Олдржихом — оба набрали по 12 очков (+10-3=4). Кроме того, Акибе удалось победить на турнирах в Пиштани (1912) и Вене (1922, 11,5 очков).

Все эти успехи сделали Рубинштейна основным соперником Э. Ласкера в борьбе за шахматную корону. Но начавшаяся война, а также дефицит денежных средств не позволили ему реально вступить в противостояние.

Матчевые встречи

В рамках Лодзинских турниров и матчей Рубинштейн неоднократно играл против грозного соотечественника Георга Сальве. В 1903 году их поединок закончился вничью, а в 1904 и 1907 годах Рубинштейн оказывался сильнее (5,5: 4,5 и 5:3 соответственно). В 1908 году он вновь обыграл Сальве в матче-турнире трех игроков, обойдя еще и Фрэнка Маршалла. В этом же году Акиба  в Вене оказался сильнее Рихарда Тейхмана. Кроме того, Рубинштейном были обыграны Якоб Мизес (1909, +5-3=2), известный представитель венской школы Карл Шлехтер (1918, +2-1=3) и Ефим Боголюбов (1920, +5-4=3).

Шахматные олимпиады

После крушения Российской империи Польша получила независимость, что позволило Рубинштейну, уроженцу этой страны, выступать за свою национальную команду на Шахматных олимпиадах. В 1930 году в Германии прошла третья Олимпиада, в которой победителем стала сборная Польши. В ее составе ярко блистал Рубинштейн, сумевший добиться великолепного результата за первой доской —15 очков из 17 (+13=4). Самым опасным соперником для поляков считались венгры, которых им удалось разгромить уже в первом туре (3,5:0,5). Однако в дальнейшем венгры воспрянули духом и перед заключительным туром опережали команду Польши на 0,5 очка. Но благодаря уверенной победе над Финляндией полякам удалось обойти соперников и стать первыми.

На следующий год в Чехии состоялась четвертая Олимпиада и Рубинштейн вновь повел свою команду к борьбе за титул, но на этот раз его успехи были менее впечатляющими +6-3=7. Да и сборная Польши уступила чемпионское звание американцам, став в итоге второй.

Игровой стиль маэстро

В годы своего расцвета Акиба выделялся глубоким стратегическим мышлением, позволявшим ему использовать даже малейший шанс, который предоставлял ему соперник. Особенно ему удавались ладейные окончания, в которых очень нелегко реализовать приобретенное преимущество. Однако позже манера игры Рубинштейна претерпела изменения и часто отличалась излишней эмоциональностью и экспрессивностью. Он нередко переутомлялся и совершал детские ошибки, поэтому периодически стал проигрывать даже в начале партии. Хорошо знавший Рубинштейна А. Нимцович, назвал его стиль неподражаемым и отметил умение мастерски выстраивать «длину плана» от дебюта к эндшпилю.

Как шахматный аналитик Рубинштейн первым подверг глубокому анализу позиции, в которых наблюдается взаимная атака пешек, что косвенно способствовало появлению гипермодернизма. Он сумел внести в шахматную теорию немало новых идей, к примеру, дебют четырех коней или ферзевой гамбит, которые остаются востребованными и в настоящее время.

Финальный аккорд

В 1929 году состоялся знаменитый турнир в Карлсбаде, собравший под свои знамена многих сильнейших игроков планеты. Рубинштейн не затерялся на фоне именитых соперников и в итоге оказался четвертым (13,5 очков), отстав от победителя А. Нимцовича на 1,5 очка. Этот турнир в качестве корреспондента освещал Александр Алехин, который дал интересную характеристику игре многих его участников, в том числе и Рубинштейна. В частности, он сказал, что Акиба сумел постичь современные шахматные идеи и соединил их со своим специфическим талантом. Отметил Алехин и «вторую шахматную молодость» Рубинштейна, которая вместе с талантом превращает его в великого игрока.

Участники Карлсбадского турнира 1929 года


Фактически шахматная карьера Рубинштейна оборвалась после 1932 года, когда он заболел тяжелым психическим недугом, заставившем его провести немало времени в специализированном лечебном учреждении бельгийской столицы. В 1942 году во время оккупации Бельгии фашистами Акиба проживал в санатории для душевнобольных, а после освобождения страны опять воссоединился с семьей. В 1954 году умирает супруга Рубинштейна Геня, в связи с чем он был помещен в еврейский дом престарелых в Брюсселе, в котором проживал до последних дней жизни. В 1950 году по совокупности достижений ему было присвоено звание международного гроссмейстера.
Акиба Рубинштейн скончался 14 марта 1961 года в бельгийском Антверпене, куда был переведен дом престарелых на время ремонта.

Интересные факты


Савелий Тартаковер, по достоинству оценивая мастерство Акибы в ладейном эндшпиле, однажды сказал: «Рубинштейн — это ладейное окончание партии, начатой богами тысячу лет назад».
Теоретические воззрения гроссмейстера сумел обобщить и расширить Григорий Богданович в своей монографии «Сицилианская защита. Вариант Рубинштейна».
Памятник Акибы Рубинштейна (г. Поляница-Здруй, Польша)
В память о великом земляке в Польше с 1963 года стали проводить «мемориалы Рубинштейна».
http://chesswood.ru

© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top