День рождения: 18.12.1921 года Возраст: 75 лет Место рождения: Демидов, Россия
Дата смерти: 21.08.1997 года Место смерти: Москва, Россия
Человек, который вызывал улыбку
Чем в детстве увлекался Юрий Никулин?
От кого он унаследовал необыкновенное чувство юмора?
Кто посоветовал Юрию пойти в цирковые артисты?
Как Никулин познакомился со своей женой Татьяной Покровской?
Почему в 50-е годы артисту пришлось вести скитальческую жизнь?
Когда состоялся его дебют в кино?
Почему сначала Юрий Владимирович не верил в то, что сможет стать актером? Сотрудничество с каким режиссером прославило Никулина на всю страну?
Как актер избежал 'проклятия одной роли'?
Почему начиная с 80-х годов Юрий Владимирович покинул арену цирка и практически не снимался в кино?
Без чего не мыслил свою жизнь Никулин, и что он мечтал слышать о себе после смерти?
Ранние годы
Юрий Владимирович Никулин появился на свет 18 декабря 1921 года в Демидове, который сейчас входит в состав Смоленской области. Его отец, Владимир Андреевич, в свое время учился в Москве на юрфаке, но закончить его не смог – был призван в ряды армии, а затем отправлен на Смоленщину поднимать народное образование. Там он познакомился со своей будущей супругой Лидией Ивановной, которая работала в местном драматическом театре.
В 1925 году, благодаря другу семьи Холмогорову, Никулиным удалось получить маленькую комнатушку в Москве. Владимир Андреевич не стал восстанавливаться на юридический факультет, так как увлекся художественной самодеятельностью. Он сочинял репризы для эстрады и цирка, работал репортером, ставил собственные спектакли. Когда денег совсем не было, брался за репетиторство. Лидия Ивановна бросила сцену и посвятила свою жизнь семье.
Юра рос обыкновенным подростком – бегал в кино, проказничал, дрался с ребятишками из соседнего двора, болел за 'Динамо'. Необыкновенное чувство юмора он унаследовал от отца, а драматический талант – от матери. Родители с детства приучали сына к театру, но его первым ярким впечатлением было посещение московского цирка. В школе Никулин учился хорошо, однако по словам учителей, имел плохую память. Единственное, что он хорошо запоминал – это анекдоты.
В 1939 году Юрий окончил десятилетку и был сразу же призван в армию. В зенитном дивизионе близ Сестрорецка он встретил советско-финскую войну, а за ней – Великую Отечественную. В общей сложности Никулин прослужил 7 лет, которые провел в жесточайших боях за Ленинград и Прибалтику. В мае 1946 года, прослужив еще год после окончания войны, он вернулся домой. Был награжден медалями 'За отвагу', 'За оборону Ленинграда', 'За победу над Германией'.
Вернувшись домой, Юрий Никулин хотел поступить в ГИТИС, но попытка оказалась неудачной. В конце концов его приняли сразу в два учебных заведения: студию Камерного театра и цирковое училище на Цветном бульваре. Отец посоветовал ему податься в цирковые артисты. Так было принято судьбоносное решение стать клоуном.
На пути к успеху
Спустя некоторое время Юрия Никулина заметил Михаил Румянцев – знаменитый клоун Карандаш. В 1948 году Никулин вместе со своим другом Михаилом Шуйдиным стал ассистентом Карандаша. Именно тогда, в начале своей цирковой карьеры, Юрий Владимирович познакомился со своей будущей женой Татьяной Покровской. Она была студенткой Тимирязевской академии и очень любила лошадей. Однажды к ним в институт пришел Румянцев, которому нужна была лошадь для постановки. Там он познакомился с Татьяной, которую затем представил Никулину.
Вскорости Покровская пришла на выступление легендарных циркачей. И надо же было такому
случиться, что во время номера Юра попал под лошадь. Его отвезли на скорой без сознания, а взволнованная Татьяна помчалась за ним в больницу. Дальше все было как в кино: бесконечные разговоры, встречи, ухаживания, признание в любви… В 1950 году Юрий и Татьяна поженились. Через шесть лет у них родился сын Максим.
В 50-е годы Юрий Никулин вел скитальческую жизнь. Вместе с Шуйдиным они разъезжали по городам СССР, но особого дохода их номера не приносили. Все изменилось в 1958 году, когда циркачи разработали полноценный репертуар, и их дело стало подниматься. Юрий и Михаил посетили Швецию, где их выступление было принято очень тепло. Постепенно материальное положение стало улучшаться.
Переломным для Никулина 1958 год стал еще и потому, что он дебютировал в кино. Это была небольшая роль пиротехника в фильме 'Девушка с гитарой', которую Юрий, к слову, сыграл блестяще. Его заметили, а вскоре он познакомился с режиссером Эльдаром Рязановым. Тот сделал начинающему актеру неожиданное предложение – перейти на работу в Малый театр. Посмеявшись, Никулин сказал, что под сорок лет начинать карьеру актера не имеет смысла. Но обмануть судьбу ему не удалось.
То самое предложение, которое сыграло главную роль в жизни Никулина, поступило от Леонида Гайдая в 1960 году. Артист согласился сыграть Балбеса в короткометражной комедии 'Пес Барбос и необычный кросс' (1961) совершенно не подозревая, что следующим утром проснется знаменитым. Успех был колоссальным. К слову, он отразился и на цирковых выступлениях – зрители толпой валили 'на Никулина', желая еще раз взглянуть на его чудаковатое лицо.
За короткометражной работой последовали полноценные фильмы 'Самогонщики' (1961) и 'Операция Ы' (1965). Никулин, Моргунов и Вицин стали самым популярным трио советского кино. Однако многолетняя совместная работа породила у зрителей ложное представление об актерах. В жизни они были очень разными и совсем не такими как в кино, но главное – практически не общались друг с другом. И если Моргунов с Никулиным не обращали внимания на сложившееся мнение, то Вицин очень переживал по этому поводу.
Признание
Впрочем, Юрию Никулину удалось избежать 'проклятия одной роли'. Уже в 1961 году он доказал, что способен сыграть серьезную драматическую роль, блестяще исполнив Кузьму Иорданова в фильме 'Когда деревья были большими'. И это не единственное появление Никулина в жанре драматического кино. К его серьезным персонажам можно отнести монаха Патрикея в историческом фильме 'Андрей Рублев' (1966) и солдата Некрасова в картине 'Они сражались за Родину' (1975).
Однако наибольшего успеха Юрий Никулин все же достиг в комедийном жанре. И без сомнений этот успех был связан с режиссером Леонидом Гайдаем и его лучшими комедиями – 'Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика' (1966) и 'Бриллиантовая рука' (1968). Эти фильмы стали одними из самых популярных в СССР, а имя Юрия Никулина было навсегда вписано в историю.
Стоит сказать, что Юрий Владимирович мог сняться во многих интересных фильмах, но с руководством Госцирка было трудно договориться. Например, во многих своих работах его хотел видеть Сергей Бондарчук. Также специально для Никулина был написан сценарий картины 'Берегись автомобиля' Эльдара Рязанова. Позже актер все же сыграл у Рязанова в комедии 'Старики-разбойники' (1971), но этот фильм не пользовался большим успехом.
В 1970 году Юрию Никулину была вручена Госпремия РСФСР им. братьев Васильевых, а через три года актер удостоился звания народного артиста СССР. Показывать номера в цирке ему становилось все труднее – беспокоило здоровье. В 1982 году Никулин завершил свои выступления на арене и занял должность главного режиссера. Через год он стал директором Цирка на Цветном бульваре.
В 70-80-е годы Юрий Владимирович редко появлялся в кино, играя чаще всего небольшие роли. Но были и исключения. К ним можно отнести уже упомянутый фильм 'Они сражались за Родину' и кинокартину Алексея Германа 'Двадцать дней без войны' (1976). В последней он исполнил главную роль фронтового журналиста Василия Николаевича Лопатина, который отправляется в Ташкент, чтобы проведать семью погибшего сослуживца.
По словам Германа, работать с Никулиным было приятно, но нелегко. В нем было особенное, солдатское достоинство и в кадре он смотрелся естественно. Остальные актеры рядом с ним казались ненастоящими. Так получалось потому, что Юрий Владимирович не старался играть – он жил в кадре. Он был настоящим.
Возглавив Цирк на Цветном бульваре, Юрию Никулину пришлось решать проблемы, которые ранее ему были чужды. Главная из них – реконструкция здания цирка – пришлась на то время, когда в стране был кризис и неразбериха. Однако благодаря авторитету актера, ее удалось решить. В 1987 году началась укладка фундамента, а через два года строительство здания Цирка было закончено.
В 90-е годы Юрий Никулин уже не играл в кино. В это смутное время, когда большинство учреждений культуры думали о том, как выжить, он был просто незаменимым. Никулин много ходатайствовал за знакомых артистов, выбивал лекарства и квартиры, подыскивал работу начинающим актерам. Все это отнимало у Юрия Владимировича много сил, но свою жизнь без благих дел он представить не мог. Как-то актер сказал, что будет счастлив, если о нем когда-то скажут: он был добрым человеком. Можно не сомневаться, что это не раз говорил каждый, кто был знаком с Никулиным.
Смерть актера 21 августа 1997 года опечалила многих. Ведь ушел человек поистине невероятной энергии, невероятного таланта и доброты. Авторитет Юрия Владимировича Никулина до сих пор очень огромен. Для некоторых он был примером стойкости и мужественности. Кто-то видел в нем артиста с большим чувством юмора. Но для каждого из нас он всегда будет человеком, который сделал этот мир чуточку добрее.
Автор: Андрей Пуминов
http://www.peoples.ru
© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site
Дата смерти: 21.08.1997 года Место смерти: Москва, Россия
Человек, который вызывал улыбку
Чем в детстве увлекался Юрий Никулин?
От кого он унаследовал необыкновенное чувство юмора?
Кто посоветовал Юрию пойти в цирковые артисты?
Как Никулин познакомился со своей женой Татьяной Покровской?
Почему в 50-е годы артисту пришлось вести скитальческую жизнь?
Когда состоялся его дебют в кино?
Почему сначала Юрий Владимирович не верил в то, что сможет стать актером? Сотрудничество с каким режиссером прославило Никулина на всю страну?
Как актер избежал 'проклятия одной роли'?
Почему начиная с 80-х годов Юрий Владимирович покинул арену цирка и практически не снимался в кино?
Без чего не мыслил свою жизнь Никулин, и что он мечтал слышать о себе после смерти?
Ранние годы
Юрий Владимирович Никулин появился на свет 18 декабря 1921 года в Демидове, который сейчас входит в состав Смоленской области. Его отец, Владимир Андреевич, в свое время учился в Москве на юрфаке, но закончить его не смог – был призван в ряды армии, а затем отправлен на Смоленщину поднимать народное образование. Там он познакомился со своей будущей супругой Лидией Ивановной, которая работала в местном драматическом театре.
В 1925 году, благодаря другу семьи Холмогорову, Никулиным удалось получить маленькую комнатушку в Москве. Владимир Андреевич не стал восстанавливаться на юридический факультет, так как увлекся художественной самодеятельностью. Он сочинял репризы для эстрады и цирка, работал репортером, ставил собственные спектакли. Когда денег совсем не было, брался за репетиторство. Лидия Ивановна бросила сцену и посвятила свою жизнь семье.
Юра рос обыкновенным подростком – бегал в кино, проказничал, дрался с ребятишками из соседнего двора, болел за 'Динамо'. Необыкновенное чувство юмора он унаследовал от отца, а драматический талант – от матери. Родители с детства приучали сына к театру, но его первым ярким впечатлением было посещение московского цирка. В школе Никулин учился хорошо, однако по словам учителей, имел плохую память. Единственное, что он хорошо запоминал – это анекдоты.
В 1939 году Юрий окончил десятилетку и был сразу же призван в армию. В зенитном дивизионе близ Сестрорецка он встретил советско-финскую войну, а за ней – Великую Отечественную. В общей сложности Никулин прослужил 7 лет, которые провел в жесточайших боях за Ленинград и Прибалтику. В мае 1946 года, прослужив еще год после окончания войны, он вернулся домой. Был награжден медалями 'За отвагу', 'За оборону Ленинграда', 'За победу над Германией'.
Вернувшись домой, Юрий Никулин хотел поступить в ГИТИС, но попытка оказалась неудачной. В конце концов его приняли сразу в два учебных заведения: студию Камерного театра и цирковое училище на Цветном бульваре. Отец посоветовал ему податься в цирковые артисты. Так было принято судьбоносное решение стать клоуном.
На пути к успеху
Спустя некоторое время Юрия Никулина заметил Михаил Румянцев – знаменитый клоун Карандаш. В 1948 году Никулин вместе со своим другом Михаилом Шуйдиным стал ассистентом Карандаша. Именно тогда, в начале своей цирковой карьеры, Юрий Владимирович познакомился со своей будущей женой Татьяной Покровской. Она была студенткой Тимирязевской академии и очень любила лошадей. Однажды к ним в институт пришел Румянцев, которому нужна была лошадь для постановки. Там он познакомился с Татьяной, которую затем представил Никулину.
Вскорости Покровская пришла на выступление легендарных циркачей. И надо же было такому
случиться, что во время номера Юра попал под лошадь. Его отвезли на скорой без сознания, а взволнованная Татьяна помчалась за ним в больницу. Дальше все было как в кино: бесконечные разговоры, встречи, ухаживания, признание в любви… В 1950 году Юрий и Татьяна поженились. Через шесть лет у них родился сын Максим.
В 50-е годы Юрий Никулин вел скитальческую жизнь. Вместе с Шуйдиным они разъезжали по городам СССР, но особого дохода их номера не приносили. Все изменилось в 1958 году, когда циркачи разработали полноценный репертуар, и их дело стало подниматься. Юрий и Михаил посетили Швецию, где их выступление было принято очень тепло. Постепенно материальное положение стало улучшаться.
Переломным для Никулина 1958 год стал еще и потому, что он дебютировал в кино. Это была небольшая роль пиротехника в фильме 'Девушка с гитарой', которую Юрий, к слову, сыграл блестяще. Его заметили, а вскоре он познакомился с режиссером Эльдаром Рязановым. Тот сделал начинающему актеру неожиданное предложение – перейти на работу в Малый театр. Посмеявшись, Никулин сказал, что под сорок лет начинать карьеру актера не имеет смысла. Но обмануть судьбу ему не удалось.
То самое предложение, которое сыграло главную роль в жизни Никулина, поступило от Леонида Гайдая в 1960 году. Артист согласился сыграть Балбеса в короткометражной комедии 'Пес Барбос и необычный кросс' (1961) совершенно не подозревая, что следующим утром проснется знаменитым. Успех был колоссальным. К слову, он отразился и на цирковых выступлениях – зрители толпой валили 'на Никулина', желая еще раз взглянуть на его чудаковатое лицо.
За короткометражной работой последовали полноценные фильмы 'Самогонщики' (1961) и 'Операция Ы' (1965). Никулин, Моргунов и Вицин стали самым популярным трио советского кино. Однако многолетняя совместная работа породила у зрителей ложное представление об актерах. В жизни они были очень разными и совсем не такими как в кино, но главное – практически не общались друг с другом. И если Моргунов с Никулиным не обращали внимания на сложившееся мнение, то Вицин очень переживал по этому поводу.
Признание
Впрочем, Юрию Никулину удалось избежать 'проклятия одной роли'. Уже в 1961 году он доказал, что способен сыграть серьезную драматическую роль, блестяще исполнив Кузьму Иорданова в фильме 'Когда деревья были большими'. И это не единственное появление Никулина в жанре драматического кино. К его серьезным персонажам можно отнести монаха Патрикея в историческом фильме 'Андрей Рублев' (1966) и солдата Некрасова в картине 'Они сражались за Родину' (1975).
Однако наибольшего успеха Юрий Никулин все же достиг в комедийном жанре. И без сомнений этот успех был связан с режиссером Леонидом Гайдаем и его лучшими комедиями – 'Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика' (1966) и 'Бриллиантовая рука' (1968). Эти фильмы стали одними из самых популярных в СССР, а имя Юрия Никулина было навсегда вписано в историю.
Стоит сказать, что Юрий Владимирович мог сняться во многих интересных фильмах, но с руководством Госцирка было трудно договориться. Например, во многих своих работах его хотел видеть Сергей Бондарчук. Также специально для Никулина был написан сценарий картины 'Берегись автомобиля' Эльдара Рязанова. Позже актер все же сыграл у Рязанова в комедии 'Старики-разбойники' (1971), но этот фильм не пользовался большим успехом.
В 1970 году Юрию Никулину была вручена Госпремия РСФСР им. братьев Васильевых, а через три года актер удостоился звания народного артиста СССР. Показывать номера в цирке ему становилось все труднее – беспокоило здоровье. В 1982 году Никулин завершил свои выступления на арене и занял должность главного режиссера. Через год он стал директором Цирка на Цветном бульваре.
В 70-80-е годы Юрий Владимирович редко появлялся в кино, играя чаще всего небольшие роли. Но были и исключения. К ним можно отнести уже упомянутый фильм 'Они сражались за Родину' и кинокартину Алексея Германа 'Двадцать дней без войны' (1976). В последней он исполнил главную роль фронтового журналиста Василия Николаевича Лопатина, который отправляется в Ташкент, чтобы проведать семью погибшего сослуживца.
По словам Германа, работать с Никулиным было приятно, но нелегко. В нем было особенное, солдатское достоинство и в кадре он смотрелся естественно. Остальные актеры рядом с ним казались ненастоящими. Так получалось потому, что Юрий Владимирович не старался играть – он жил в кадре. Он был настоящим.
Возглавив Цирк на Цветном бульваре, Юрию Никулину пришлось решать проблемы, которые ранее ему были чужды. Главная из них – реконструкция здания цирка – пришлась на то время, когда в стране был кризис и неразбериха. Однако благодаря авторитету актера, ее удалось решить. В 1987 году началась укладка фундамента, а через два года строительство здания Цирка было закончено.
В 90-е годы Юрий Никулин уже не играл в кино. В это смутное время, когда большинство учреждений культуры думали о том, как выжить, он был просто незаменимым. Никулин много ходатайствовал за знакомых артистов, выбивал лекарства и квартиры, подыскивал работу начинающим актерам. Все это отнимало у Юрия Владимировича много сил, но свою жизнь без благих дел он представить не мог. Как-то актер сказал, что будет счастлив, если о нем когда-то скажут: он был добрым человеком. Можно не сомневаться, что это не раз говорил каждый, кто был знаком с Никулиным.
Смерть актера 21 августа 1997 года опечалила многих. Ведь ушел человек поистине невероятной энергии, невероятного таланта и доброты. Авторитет Юрия Владимировича Никулина до сих пор очень огромен. Для некоторых он был примером стойкости и мужественности. Кто-то видел в нем артиста с большим чувством юмора. Но для каждого из нас он всегда будет человеком, который сделал этот мир чуточку добрее.
Автор: Андрей Пуминов
http://www.peoples.ru
© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site