ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

БОТВИННИК, МИХАИЛ МОИСЕЕВИЧ (1911–1995). Шестой чемпион мира по шахматам (1948–1957, 1958–1960, 1961–1963).
Родился 17 августа под Ленинградом, в семье зубного техника, который вскоре разошелся с женой и покинул семью, состоявшую из жены и двух сыновей. В 12 лет начал играть в шахматы, занимался своим совершенствованием самостоятельно, и уже в 14 имел первую категорию (ныне первый разряд).
Звание мастера получил в 16 лет, заняв 5–6 место в чемпионате СССР (1927). Быстро прогрессировал и в начале 30-х выдвинулся в число сильнейших мастеров страны, что и подтвердил своими победами в 7 и 8-м чемпионатах СССР (1931, 1933).
В 1933 сыграл вничью матч с одним из ведущих молодых гроссмейстеров Запада С.Флором (+2–2=8).

Советская шахматная организация, возглавляемая Н.Крыленко, сделала ставку на Ботвинника, как на человека, способного завоевать мировое первенство. Своими успехами на международных соревнованиях он это вполне доказал, победив на ленинградском турнире с участием М.Эйве и Г.Кмоха (1934), разделив первое-второе места на 2-м московском международном турнире (1935) впереди Эм.Ласкера и Х.Р.Капабланки. За этот успех ему было присвоено звание гроссмейстера. Затем занял второе место на 3-м московском международном турнире (1936), за Капабланкой, но, опередив Флора и Эм.Ласкера, и разделил первое-второе места с Капабланкой на крупнейшеми международном турнире в Ноттингеме (1938) впереди Алехина, Эйве и Ласкера. В «АВРО-турнире» 8-ми сильнейших шахматистов мира (1938) был третьим, уступив П.Кересу и Р.Файну, разделившим первое-второе места, но победил Алехина и Капабланку и опередил их, а также Эйве, Решевского и Флора. Заручившись согласием руководства страны, вызвал тогдашнего чемпиона мира Алехина на матч на мировое первенство, но начало второй мировой войны помешало его проведению.

В 12 чемпионате страны (1940) разделил только 5–6 места, и его позиция как первого шахматиста страны оказалась под угрозой. Однако в начале 1941 был организован матч-турнир на звание абсолютного чемпиона СССР, который закончился триумфальной победой Ботвинника.

Когда началась Великая Отечественная война, по зрению был освобожден от призыва на военную службу и вместе с Ленинградским театром оперы и балета, где работала его жена, балерина Гаяне Ананова, эвакуировался в Пермь, за два дня до того, когда фашисты полностью окружили Ленинград. В Перми работал по своей основной специальности инженера-электрика. В январе 1943 написал письмо министру иностранных дел В.Молотову о том, что не имеет времени для занятий шахматами и в результате получил возможность два дня полностью отдавать шахматам. Во время войны выиграл все четыре турнира, в которых принимал участие – турнир мастеров в Свердловске (1943), чемпионат Москвы 1943–1944 (вне конкурса), 13 первенство СССР (1944), 14 первенство СССР (1945), в котором он сделал всего 4 ничьих, выиграв 13 партий. Этот рекордный результат так и не был побит.

По окончании войны вступил снова в переговоры с Алехиным о матче за звание чемпиона, но неожиданная смерть последнего их прервала.

В первые послевоенные годы победил в крупном международном турнире в Гронингене 1946 (впереди М.Эйве, В.Смыслова, И.Болеславского и др.), а также в международном турнире славянских стран памяти Чигорина (1947).

В 1948 ФИДЕ организовало матч-турнир на звание чемпиона мира (Гаага – Москва), который закончился убедительной победой Ботвинника, опередившего второго призера В.Смыслова на 3 очка. Он стал первым советским чемпионом мира по шахматам. Следующие пару лет Ботвинник был занят подготовкой докторской диссертации по своей основной специальности и не играл в соревнованиях. За это время ФИДЕ провело ряд отборочных состязаний – зональные турниры, межзональный и, наконец, турнир претендентов, победитель которого получал право встретиться с чемпионом мира в матче. В первом таком турнире (Будапешт, 1950) первое-второе места разделили советские гроссмейстеры Д.Бронштейн и И.Болеславский. Право сыграть с чемпионом мира получил Бронштейн, победив последнего в дополнительном матче. Матч Ботвинник – Бронштейн закончился неожиданным результатом – 12:12 (+5–5=14), причем лишь на самом финише Ботвиннику удалось сравнять счет. И если он выигрывал все предыдущие послевоенные соревнования, демонстрируя несомненное превосходство над всеми остальными советскими участниками, то здесь был вынужден признать, что стал лишь «первым среди равных». Это подтвердил и следующий матч (Москва, 1954) с новым претендентом В.Смысловым, также закончившийся вничью. Основную конкуренцию Ботвинника составили шахматисты молодого поколения, родившиеся после 1917.

Смыслов победил в следующем турнире претендентов и в упорной борьбе отобрал у Ботвинник звание чемпиона мира (Москва, 1957). Счет матча 9,5:12,5 (+3–6=13). На конгрессе ФИДЕ в Москве (1956) Ботвиннику было предоставлено право на матч-реванш, и в этом матче (Москва, 1958) он вернул себе звание чемпиона мира, победив со счетом 12,5:10,5 (+7–5=11). Спустя два года, следующий матч Ботвиннику пришлось играть с представителем еще более молодого поколения советских шахматистов, М.Талем. В этом матче (Москва, 1960) Ботвинник уступил титул чемпиона мира со счетом 8,5:12,5 (+1–6=13), но уже в следующем году, в матче-реванше, отобрал его назад с убедительным результатом 13:8 (+10–5=6). В 1962 ФИДЕ отменило матчи-реванши, посчитав, что сохранение звание чемпиона при окончании матча вничью и матч–реванш дают чемпиону мира слишком большие преимущества.

Следующий матч с победителем турнира претендентов Т.Петросяном (Москва, 1963) Ботвинник проиграл со счетом 9,5:12,5 (+1–5=13). Как заявил сам Петросян, «одной из причин поражения Ботвинника явился возраст». Ему уже было за 50, и в дальнейшем он отказался от борьбы за звание чемпиона мира, хотя продолжал с успехом выступать и побеждать в различных международных соревнованиях – Амстердаме (1963 и 196), Нордвейке (1965), Гастингсе (1966–1967). В 1970 году успешно выступил в матче СССР – остальной мир, победив гроссмейстера Матуловича со счетом 1,5:1,5 (+1=3).

Закончив в 1970 выступления в турнирах, Ботвинник в течении многих лет руководил шахматной школой, в которой занимались наиболее одаренные юные шахматисты. Через эту школу прошли А.Карпов, Г.Каспаров, А.Соколов, А.Юсупов, Н.Иоселиани, Ю.Балашов и др.

Он справедливо считается «патриархом советских шахмат», одним из создателей нашей шахматной школы, разработавшим свой оригинальный метод подготовки к соревнованиям. Значительны достижения Ботвинника в разработке теории шахмат. Опираясь на идеи гипермодернистов, он, по словам Каспарова, «создал такую систему дебютной подготовки, при которой черные с первых же ходов играют не на уравнение, а на перехват инициативы. Он показал, что это возможно! Ботвинник сознательно нарушал позиционное равновесие, избирая острые, ответственные, но глубоко изученные им варианты – и добивался отличных результатов. Он создал оригинальные дебютные системы, а кроме того переосмыслил и заставил взглянуть по-новому на ряд типовых позиций». Кроме того, Ботвинник обогатил теорию и практику эндшпиля многими ценными и глубокими анализами. В течение многих лет Ботвинник успешно совмещал игру в соревнованиях с научной работой в области электротехники. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники России.

Заслуживают упоминания и оригинальные идеи Ботвинника в области создания шахматной программы для ЭВМ, хотя ему так и не удалось полностью реализовать их на практике.

Умер Ботвинник 5 мая 1995.

Юрий Авербах
http://www.krugosvet.ru

© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top