Антон Павлович ЧЕХОВ (1860, Таганрог - 15.7.1904, Баденвейлер, Германия), писатель.
"Пушкин в прозе" - так назвал его великий Лев ТОЛСТОЙ.
Но поэт был воспитан дворянской культурой, учился в Лицее, его учителями были Василий ЖУКОВСКИЙ и Николай КАРАМЗИН. Совсем в иной обстановке вырос Чехов. Его родной Таганрог был возведен на Азовском море ПЕТРОМ I как крепость. Был период, когда он даже соперничал с Одессой. Но детство и юность Чехова прошли в провинциальном купеческом городе, "в среде, в которой деньги играют безобразно большую роль". Здесь говорили и писали "знають, умеють, мило, мишь, рыс" вместо "знают, умеют, мыло, мышь, рис", слово "стул" считалось среднего рода - "стуло", и даже в газетах чаще следовали местному говору, чем правилам русского языка.
Дед писателя был крепостным и только в 1841 году сумел купить свободу себе и своим сыновьям. Не предвещали будущей славы, как и вообще чего-либо путного, и школьные годы Чехова. За первых пять лет гимназии его дважды оставляли на второй год: не успевал по арифметике, географии и греческому языку. А химию, биологию и ботанику, знание которых потребовалось Чехову в 19 лет при поступлении на медицинский факультет Московского университета, в таганрогской гимназии не преподавали. Чехов стал и врачом, и писателем.
Мы имеем неверное представление и о его внешнем виде. Для большинства он тихий, хрупкий, скромный интеллигент, тогда как рост Чехова был 182 см, голос - "низкий бас с густым металлом, дикция настоящая русская", "он казался несокрушимым силачом по складу тела и души". Никогда в жизни не плакал, писал легко, сразу набело. Черновиков его произведений не сохранилось: с первых публикаций все сразу отправлялось в набор, а дальнейшая судьба рукописей не волновала ни писателя, ни его близких. Единственным автографом стала самая первая пьеса, над которой он начал работу еще в Таганроге, а потом - абсолютно никому неизвестный - предложил для бенефиса знаменитой артистки Марии ЕРМОЛОВОЙ. Слава драматурга, перевернувшего мировой театр, сделавшего его режиссерским искусством, пришла к нему в последние годы жизни. А на юношескую пьесу внимания не обращали еще 100 лет, пока Никита МИХАЛКОВ не поставил по ней фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино".
"Краткость - сестра таланта" - одно из самых известных изречений Чехова. Его афоризмы и цитаты вошли в нашу жизнь с первого же рассказа - "Письма к ученому соседу", в котором прозвучало: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда". Самое поразительное в чеховских фразах и образах - их простота. Произнесем: "В Греции все есть", "На деревню дедушке", "Лошадиная фамилия", "Унтер Пришибеев", "Каштанка", "Палата ╧ 6", "Человек в футляре", "Дама с собачкой" да названия его пьес - и дальше продолжать не надо. В этой легкости, за которой скрыты муки творчества, и заключено его сходство с Пушкиным.
(Этот день в истории)
© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site
"Пушкин в прозе" - так назвал его великий Лев ТОЛСТОЙ.
Но поэт был воспитан дворянской культурой, учился в Лицее, его учителями были Василий ЖУКОВСКИЙ и Николай КАРАМЗИН. Совсем в иной обстановке вырос Чехов. Его родной Таганрог был возведен на Азовском море ПЕТРОМ I как крепость. Был период, когда он даже соперничал с Одессой. Но детство и юность Чехова прошли в провинциальном купеческом городе, "в среде, в которой деньги играют безобразно большую роль". Здесь говорили и писали "знають, умеють, мило, мишь, рыс" вместо "знают, умеют, мыло, мышь, рис", слово "стул" считалось среднего рода - "стуло", и даже в газетах чаще следовали местному говору, чем правилам русского языка.
Дед писателя был крепостным и только в 1841 году сумел купить свободу себе и своим сыновьям. Не предвещали будущей славы, как и вообще чего-либо путного, и школьные годы Чехова. За первых пять лет гимназии его дважды оставляли на второй год: не успевал по арифметике, географии и греческому языку. А химию, биологию и ботанику, знание которых потребовалось Чехову в 19 лет при поступлении на медицинский факультет Московского университета, в таганрогской гимназии не преподавали. Чехов стал и врачом, и писателем.
Мы имеем неверное представление и о его внешнем виде. Для большинства он тихий, хрупкий, скромный интеллигент, тогда как рост Чехова был 182 см, голос - "низкий бас с густым металлом, дикция настоящая русская", "он казался несокрушимым силачом по складу тела и души". Никогда в жизни не плакал, писал легко, сразу набело. Черновиков его произведений не сохранилось: с первых публикаций все сразу отправлялось в набор, а дальнейшая судьба рукописей не волновала ни писателя, ни его близких. Единственным автографом стала самая первая пьеса, над которой он начал работу еще в Таганроге, а потом - абсолютно никому неизвестный - предложил для бенефиса знаменитой артистки Марии ЕРМОЛОВОЙ. Слава драматурга, перевернувшего мировой театр, сделавшего его режиссерским искусством, пришла к нему в последние годы жизни. А на юношескую пьесу внимания не обращали еще 100 лет, пока Никита МИХАЛКОВ не поставил по ней фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино".
"Краткость - сестра таланта" - одно из самых известных изречений Чехова. Его афоризмы и цитаты вошли в нашу жизнь с первого же рассказа - "Письма к ученому соседу", в котором прозвучало: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда". Самое поразительное в чеховских фразах и образах - их простота. Произнесем: "В Греции все есть", "На деревню дедушке", "Лошадиная фамилия", "Унтер Пришибеев", "Каштанка", "Палата ╧ 6", "Человек в футляре", "Дама с собачкой" да названия его пьес - и дальше продолжать не надо. В этой легкости, за которой скрыты муки творчества, и заключено его сходство с Пушкиным.
(Этот день в истории)
© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site