ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

2 мая 1729 года родилась Екатерина II Великая, российская императрица.
Личное дело

София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (1729–1796) родилась в немецком городе Штеттине (ныне Щецин в Польше) в семье губернатора города Кристиана Августа и Иоганны Елизаветы. Получила домашнее образование – языки, изящные искусства, история, география, богословие.
Судьба Фредерики решилась в 1743 году, когда Елизавета Петровна, подбирая невесту для своего наследника Петра Федоровича (будущего русского императора Петра III), вспомнила о том, что мать завещала ей стать женой голштинского принца, родного брата Иоганны Елизаветы. В 1744 году цербстская принцесса была приглашена в Россию для бракосочетания со своим троюродным братом Петром Федоровичем.
Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, стремясь наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. В частности, изучала православие под руководством известного проповедника Симона Тодорского.
9 июля 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие, получив имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у Екатерины I), и уже на следующий день была обручена с будущим императором.
1 октября 1754 года Екатерина родила сына Павла. После этого отношения между нею и Петром, и до того бывшие напряженными, окончательно испортились – Петр звал свою супругу «запасной мадам» и заводил любовниц, впрочем, не препятствуя любовным похождениям и Екатерины. Еще больше отдалились супруги после восшествия мужа на престол под именем Петра III в 1762 году – тот стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца.
В качестве императора Петр III не снискал популярности – заключил невыгодный для России договор с Пруссией, объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Особенно сильно пострадала репутация государя в гвардии. Сторонники переворота, «зревшего» еще до его восхождения на престол, обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась 33-летняя умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга. Она в итоге и возглавила переворот 9 июля 1762 года, в отсутствие мужа приняв присягу гвардейских частей. Петр III, видя безнадежность сопротивления, на следующий день отрекся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах (предположительно был отравлен). Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II. Для обоснования собственных (а не семилетнего наследника Павла) прав на престол Екатерина сослалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». По словам Василия Ключевского, «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца»
Первым важным шагом новой правительницы стало реформирование Сената, который был разделен на шесть департаментов. При этом общие полномочия Сената были сокращены –  в частности, он лишился законодательной инициативы и стал всего лишь органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Таким образом, центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и ее кабинету со статс-секретарями, что можно считать началом перехода к политике абсолютизма. Созванная было Уложенная Комиссия, делом которой было  систематизировать законы, просуществовала полтора года, после чего была распущена под надуманным предлогом необходимости депутатам отправляться на войну с Османской империей.
Венцом своей законотворческой деятельности Екатерина считала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованную грамоту городам», изданные в 1785 году. Обе грамоты окончательно закрепляли за верхними сословиями ранее существовавшие права и привилегии и вводили ряд новых. Так, дворянство освобождалось от расквартирования войсковых частей и команд, от телесных наказаний (как и, согласно второму документу, купцы 1-й и 2-й гильдии и именитые граждане),  получило право собственности на недра земли и право иметь свои сословные учреждения. По словам историка Николая Павленко, «в истории России никогда дворянство не было облагодетельствовано в такой мере разнообразными привилегиями, как при Екатерине II».
Параллельным процессом закономерно стало продолжающееся закрепощение крестьян, которых называли «рабами» не только поздние историки и современники-иностранцы, но и счастливые владельцы, а также сама императрица. Указы, ухудшавшие их положение, принимались во все время царствования Екатерины; так, с 1763 года содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, возлагалось на самих крестьян; двумя годами позже хозяевам было предоставлено право отправить крестьянина за неповиновение не только в ссылку, но и на каторгу на произвольный срок. Чтобы система не давала нежелательных сбоев, еще через два года крестьянам было запрещено жаловаться на своего барина.
Подобный «прессинг» не мог пройти бесследно – последовала серия разных по масштабу восстаний. Эпидемия чумы вызвала в 1771 году Чумной бунт в Москве. Восстание, ставшее одним из самых крупных в XVIII веке, было тем не менее подавлено войсками под командованием Григория Орлова чрезвычайно быстро – всего за три дня. Совсем по-другому развернулись события через два года на Урале.
Здесь донскому казаку Емельяну Пугачеву, объявившему себя Петром III (он был не первым, но самым удачливым из тех, кто выдавал себя за чудесно спасшегося императора),  удалось собрать под свои знамена представителей самых разных социальных и этнических групп, у каждой из которых были свои причины для недовольства. Ядром войска стали недовольные утратой привилегий казаки, которые быстро были поддержаны рабочими (в большинстве своем – приписными крестьянами, у которых из-за обязанности работать на заводе не оставалось времени на собственное хозяйство), крестьяне и этнические меньшинства (башкиры, казахи и другие). Полномасштабная гражданская война продолжалась до 1775 года, став самым крупным противостоянием такого рода с 1612-го до самой революции. Одним из следствий с трудом подавленного восстания стали некоторые послабления в отношении казаков и (им стало проще получить дворянство), народов региона (татарские и башкирские князья и мурзы были приравнены) по правам и вольности к российскому дворянству) и рабочим (ограничение рабочего дня, увеличение оплаты). Кроме того, восстание стало одним из предлогов для ликвидации Запорожской Сечи. Положение крестьян при этом никак не изменилось.
Более важным, впрочем, следствием восстания стало разукрупнение губерний – 23 губернии были преобразованы в 53 наместничества, каждое из которых делилось на 10–12 уездов. Поскольку уездных центров явно не хватало, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения; всего в России (с учетом строительства новых) появилось 216 городов. Введенное Екатериной губернское деление сохранилось до 1917 года.
Основными направлениями внешней политики в правление Екатерины стали польское и турецкое. При ней состоялись три раздела Речи Посполитой ­(1772, 1773 и 1795 годы) между Россией, Австрией и Пруссией; итогом стали значительные территориальные приобретения России. В 1794 году была предпринята попытка воспротивиться «трехсторонней аннексии», но восстание под руководством Тадеуша Костюшко было подавлено войсками Александра Суворова, и вскоре после третьего раздела в результате конференции трех держав о падении польского государства оно потеряло суверенитет.
Итогом первой «екатерининской» русско-турецкой войны 1768–1774 годов (объявленной Османской империей) стал Кючук-Кайнарджийский договор, по которому Крымское ханство получило формальную независимость (де-факто став вассалом России), а Россия – солидную контрибуцию и северное побережье Черного моря.  
В 1787 году Турция попыталась вернуть утраченное. Следствием стали блистательные победы Румянцева, Орлова-Чесменского, Суворова, Потемкина, Ушакова и – в итоге –  Ясский мирный договор 1791 года, закрепляющий Крым и Очаков за Россией и отодвигавший границу между двумя империями до Днестра. В целом по итогам двух войн к России отошло Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье; авторитет империи на мировой арене чрезвычайно вырос. Еще одним важным итогом войны стал Георгиевский трактат, устанавливавший протекторат России над Грузией. По мнению многих историков, эти завоевания являются главным достижением царствования Екатерины II.
Правление Екатерины II часто называют временем «просвещенного абсолютизма». Императрица действительно была хорошо знакома с идеями европейского Просвещения и его носителями – хрестоматийными стали ее переписка с Вольтером, личное знакомство с Дидро. Существенный толчок был дан образованию: были основаны Публичная библиотека, Смольный институт благородных девиц и Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц, педагогические училища в обеих столицах. Была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Академия наук при Екатерине стала одним из ведущих европейских научных учреждений.
Екатерина и сама занималась литературной деятельностью – в числе ее сочинений переводы, басни, сказки, комедии, эссе, либретто к пяти операм; участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года, – и считала себя покровительницей искусств. Правда, исследователи отмечают, что благоволение императрицы в гораздо большей степени распространялось на иностранных авторов, хотя именно на ее царствование пришелся расцвет славы Дениса Фонвизина и Гаврилы Державина. Ее отношение к другим замечательным современникам-литераторам было совсем иным.
Самыми пострадавшими из них оказались Александр Радищев и Николай Новиков. Хотя в «Путешествии из Петербурга в Москву» нет призывов к ликвидации крепостнических порядков и тем более свержению существующего строя, автор был приговорен к смертной казни четвертованием (после помилования заменена 10-летней ссылкой в Тобольск) – за то, что его книга «наполнена вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к власти уважение…» Журнал Новикова «Трутень», позволявший себе писать о произволе помещиков в отношении крестьян, повальной коррупции и других язвах общества, был закрыт. Наученный горьким опытом издатель в новом журнале «Живописец» старался избегать острых социальных тем, но и его постигла та же участь. Наконец, хотя специально «заказанное» Екатериной исследование издаваемых Новиковым книг не выявило в них ничего «вредного», 1785 году личным указом императрицы издатель был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда его выпустил только Павел I.
Противоречиво правившая Россией 34 года императрица скончалась 17 ноября 1796 года от кровоизлияния в мозг в Зимнем дворце. Похоронена в усыпальнице Петропавловского собора.

Чем знаменита


Одной из самых ярких – и неизменно вызывающих самый широкий интерес – примет екатерининского времени стал фаворитизм. Неоднократно предпринимались попытки сосчитать число «особ, особо приближенных к императрице». Самыми известными из них были Сергей Салтыков (по некоторым предположениям – отец Павла I), ставший уже после связи с Екатериной (и, видимо, отчасти вследствие таковой) королем Польши Станислав Понятовский, Григорий ОрловГригорий Потемкин. С последним, по некоторым данным, Екатерина была тайно обвенчана. У императрицы было двое сыновей: Павел I и (от Григория Орлова) Алексей Бобринский; во младенчестве скончалась дочь Анна.
Личная жизнь Екатерины окружена множеством «скандалов, интриг и расследований». Не вызывает сомнения тот факт, что фавориты ее удостаивались незаслуженных поощрений, имевших солидный материальный и/или карьерный эквивалент: так, фельдмаршал Румянцев был отстранен от командования армией в угоду завидовавшему ему Потемкину, несмотря на неоспоримые воинские заслуги. Царившие при дворе нравы, в целом «взирание на лица», а не на заслуги, давали дурной пример и на местах: коррупция стала одной из неотъемлемых черт  царствования Екатерины II.

Прямая речь
О государстве: «В России все под секретом, но нет никаких тайн».
Об отправляемом в ссылку Радищеве: «Едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».
О крепостных: «В России нет рабов. Крепостные крестьяне в России духом своим независимы, хотя телом и испытывают принуждение».
О благоденствии народа: «Наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который бы не имел курицы, когда он ее захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам».
О благоденствии народа – II (1770-й – год голодных бунтов): «В России все идет обыкновенным порядком: есть провинции, в которых почти не знают того, что у нас два года продолжается война. Нигде нет недостатка ни в чем: поют благодарственные молебны, танцуют и веселятся».
О печальной судьбе правителя (обращаясь к Дени Дидро): «Вы пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, – на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной».
О страсти к литературе и законотворчеству: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».
О себе (заготовленная автоэпитафия): «Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».
Бельгийский принц Шарль Жозеф де Линь о царствовании Екатерины: «Екатерина собрала оставшиеся в мастерской Петра недоделанные фрагменты и недостроенные части. Дополнив их, она построила здание и теперь посредством скрытых пружин приводит в движение исполинский состав, то есть Россию. Она дала ей устройство, силу и крепость. Это устройство, сила и крепость будут процветать час от часу все более, если преемники Екатерины будут идти по ее следам».
Александр Пушкин о правлении Екатерины: «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их на счет народа и унизила беспокойное наше дворянство. Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали. Самое сластолюбие сей хитрой женщины утверждало ее владычество. Производя слабый ропот в народе, привыкшем уважать пороки своих властителей, оно возбуждало гнусное соревнование в высших состояниях, ибо не нужно было ни ума, ни заслуг, ни талантов для достижения второго места в государстве».
Фридрих Энгельс о екатерининской эпохе: «Двор Екатерины II превратился в столицу тогдашних просвещенных людей, особенно французов; ей настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали "северную Семирамиду" и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире, отечеством либеральных принципов, поборником религиозной терпимости».
Василий Ключевский о дворянине екатерининской эпохи: «…Представлял собой очень странное явление: усвоенные им манеры, привычки, понятия, чувства, самый язык, на котором он мыслил, – все было чужое, все привозное, а дома у него не было никаких живых органических связей с окружающими, никакого серьезного дела… на Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, как на случайно родившегося в России француза».

8 фактов о Екатерине II
  • Система государственного управления при Екатерине Второй была реформирована впервые со времени Петра I
  • Именно при Екатерине II крепостное право было введено в Малороссии и Новороссии
  • Несколько первых заседаний Уложенной комиссии было посвящено лишь тому, как назвать императрицу в благодарность за ее инициативу по созыву ведомства; тогда и появился титул «Екатерина Великая»
  • Екатерина была награждена российским орденами Святой Екатерины, Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия и Святого Владимира, шведским Орденом Серафимов и прусскими орденами Черного и Белого орла
  • По приготовленным по указанию Екатерины материалам Вольтер написал историю Петра I, скептически принятую современниками
  • Екатерина нюхала табак – но, чтобы не травить подданных запахом, брала щепотку левой рукой
  • Общее число екатерининских фаворитов по авторитетной оценке – 23 человека
  • В числе актрис, сыгравших императрицу в кино – Пола Негри, Марлен Дитрих, Бетт Девис, Светлана Крючкова, Марина Влади, Нонна Гришаева
https://polit.ru/

© Валерий РУБИН "Canadian News Service" CNS Non-Profit site. Некоммерческое сообщество журналистов

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top