Колумб (Христофоро Коломбо) родился в Генуе в семье ткача-шерстянщика, который одновременно торговал сыром и вином. О материальном положении семьи и о не совсем честном характере отца мореплавателя Доменико Коломбо говорит конфуз, случившийся на свадьбе сестры Христофоро Бьянкинетты. Зять, торговец сыром, обвинил Доменико в том, что тот не отдает приданое, обещанное за дочерью. Нотариальные акты того времени подтверждают, что положение семьи действительно было удручающим. Особенно крупные разногласия с кредиторами возникли из-за дома, где они поселились через четыре года после рождения Христофоро.
Хотя Христофоро провел детство за отцовским ткацким станком, интересы мальчика были направлены в другую сторону. Наибольшее впечатление на ребенка производила гавань, где толкались и перекликались люди с разным цветом кожи, в бурнусах, кафтанах, европейском платье. Христофоро недолго оставался сторонним наблюдателем. Уже в 14 лет он плавал юнгой в Портофино, а позже и на Корсику. В то время на лигурийском побережье распространенной формой торговли был натуральный обмен. Доменико Коломбо тоже участвовал в нем, а сын помогал: сопровождал маленькое с латинской оснасткой судно, груженное тканями, в лежащие рядом торговые центры, а оттуда доставлял сыр и вино.
(Этот день в истории)
КОЛУ́МБ Христофор (Christopher Columbus; Кристобаль Колон; Cristóbal Colón; 1451, Генуя, — 1506, Вальядолид, Испания), мореплаватель, открывший в 1492 г. Американский континент.
Некоторые испанские биографы Колумба (Гарсиа де ла Рис, С. де Мадарьяга и другие) считают, что он был выходцем из семьи марранов, бежавшей в конце 14 в. или начале 15 в. из Испании в Италию. Они основываются главным образом на обнаруженном в конце 19 в. документе, из которого можно заключить, что мать Колумба, Сусанна Фонтеросас, происходила из марранов. В середине 20 в. был найден новый документ (достоверность которого не установлена) о возможном происхождении семьи Колумба с острова Мальорка и ее принадлежности к марранам. Сам Колумб о своем происхождении говорил неопределенно, но претендовал на принадлежность к роду царя Давида. Сын Колумба, Фернандо (от жены из семьи марранов Энрикес) писал в биографии отца, что тот происходил из «царского дома в Иерусалиме». Описание своей первой экспедиции (1492–93) Колумб начал с упоминания об изгнании евреев из Испании (завершено 31 июля 1492 г.), а отплытие он перенес с 2 на 3 августа 1492 г., не желая, возможно, отправляться в путь Ава девятого, которое приходилось в тот год именно на 2 августа.
Хотя Колумб в обиходе проявлял себя ревностным католиком, в его рукописях часты ссылки на Ветхий завет (что не типично для католической традиции того времени), а Второй храм именуется «Вторым домом» (буквальный перевод его названия в Талмуде). В сохранившихся фрагментах последней книги Колумба (так называемая «Книга пророчеств») имеется утверждение, что ключом к его экспедиции является стих псалма (14:7; см. Псалмы): «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» — который в глазах марранов, видимо, имел особый мистически-мессианский смысл. Таинственная подпись Колумба, которой он завещал пользоваться одному из сыновей, по мнению некоторых ученых, в том числе С. Рота, может быть интерпретирована как ивритская (см. Иврит язык). Несмотря на все приведенные выше доводы, вопрос о национальной принадлежности Колумба остается открытым. Исследователи подчеркивают тягу Колумба к обществу евреев и марранов. Покровительства императорского двора Колумб добился благодаря поддержке новых христиан — Л. де Сантанхеля (умер в 1498 г.; канцлер Арагонский; ссудил деньги на первую экспедицию Колумба) и государственного канцлера Г. Санчеса (умер в 1505 г.). Переводчик экспедиции Луис де Торрес, принявший христианство незадолго до отплытия, первым ступил на землю нового континента. В плавании Колумб пользовался астрономическими таблицами А. Закуто и навигационным прибором его ученика И. Висиньо (конец 15 в.).
Еще три экспедиции в Америку Колумб совершил в 1493–96 гг., 1498–1500 гг. и 1502–1504 гг. Дискуссия о приоритете Колумба как первооткрывателя Америки и следы посещения ее норманнами не умаляют всемирно-исторического значения его открытия.
Версию о еврейском происхождении Колумба использовал В. Маяковский в юдофильском стихотворении «Христофор Коломб» (1925), а В. Бласко Ибаньес в романе «В поисках Великого хана» (1928) пытается объяснить негативные черты Колумба еврейским происхождением, рисуя его невежественным, жадным авантюристом и узурпатором испанской национальной славы.