Мозаика, найденная в чрезвычайно раннехристианском молитвенном зале, вывезенном из тюремного дома, будет выставлена в Музее Библии в Вашингтоне, округ Колумбия. (Haaretz)
Фото: Эмиль Аладжем / Управление древностей Израиля
На прошлой неделе эксперты-реставраторы, работающие на археологических раскопках в тюрьме на севере Израиля, без лишнего шума завершили работу по упаковке и погрузке на грузовики одного из самых важных открытий, сделанных в Израиле в этом столетии.
Мозаика Мегиддо, которая украшала один из старейших христианских молитвенных залов, скоро отправится за границу в аренду Музею Библии на 9 месяцев, сообщает Haaretz.
Древнее место для поклонения расположено в тюрьме строгого режима, которая была построена на этом месте в 1940-х годах, во время британского мандата. По словам израильских властей, с момента обнаружения в 2005 году мозаика и остатки молитвенного зала не были доступны для широкой публики по соображениям безопасности.
Выдача мозаики во временное пользование позволит публике впервые увидеть ключевой исторический артефакт. Но некоторые считают выбранное место проведения весьма спорным, и сделка демонстрирует растущие политические и культурные связи Израиля с крайне правыми, мессиански настроенными евангелистами в Соединенных Штатах.
Музей Библии – это частное учреждение в Вашингтоне, округ Колумбия, поддерживаемое спонсорами евангельских христиан. Эксперты подвергли его резкой критике за слабую политику приобретения, приводящую к демонстрации поддельных или разграбленных артефактов, а также за продвижение религиозной повестки дня.
Мозаика была обнаружена во время работ в тюрьме Мегиддо, расположенной недалеко от кургана, в котором находятся руины древнего города Мегиддо, в Изреельской долине. Это место также известно как Армагеддон в христианской традиции, и, согласно пророчествам, станет местом, где в конце времен произойдет последняя битва между добром и злом.
Мозаика, датируемая примерно 230 годом н. э., считается ценным свидетельством периода, когда христианство еще не захватило Римскую империю, и особенно примечательна надписью, содержащей раннее упоминание об Иисусе как о Боге.
С момента своего обнаружения мозаика оставалась запертой на территории тюрьмы, закрытой для собственной защиты и закрытой для публики.
В течение многих лет израильские власти вынашивали план переноса тюрьмы и включения остатков молитвенного зала и мозаики в состав более широкого археологического парка, охватывающего район Мегиддо. Предполагаемый парк все еще находится на довольно ранней стадии планирования.
На этом фоне Управление древностей Израиля удовлетворило просьбу Музея Библии о выставлении мозаики в течение девяти месяцев, начиная с сентября, сообщили в IAA газете Haaretz по электронной почте.
«Мозаика в настоящее время обрабатывается экспертами IAA по консервации и сохраняется в процессе, который займет несколько месяцев», — говорится в сообщении. «Затем он отправится в Музей Библии и другие места, прежде чем вернуться на свое первоначальное место как часть археологического парка».
Еще неизвестно, в каких еще местах будет выставлена мозаика площадью 54 квадратных метра и когда будет готов предлагаемый музей для ее размещения в Мегиддо.
IAA сравнивает предстоящие путешествия артефакта с мозаикой Лода, еще одной находкой поздней римской эпохи, которая была отправлена в многолетнее мировое турне, прежде чем вернуться в 2022 году в специально построенный музей в точке его происхождения, центральном израильском городе Лод.
Но мозаика Лода была выставлена в таких музеях, как Лувр в Париже и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, которые, хотя и не чужды спорам о своих собственных коллекциях, по крайней мере, считаются добросовестными научными учреждениями.
С другой стороны, мозаика Мегиддо направляется в частный музей, поддерживаемый его основателем Стивом Грином, главой сети магазинов декоративно-прикладного искусства Hobby Lobby. «Зеленые» являются основными сторонниками евангелических идей, и Hobby Lobbyуспешно оспорила мандат Obamacare на покрытие некоторых форм контроля над рождаемостью для своих сотрудников.
Грин также приобрел огромную коллекцию древностей через Hobby Lobby, и многие из его артефактов были выставлены в Музее Библии, который открылся в 2017 году недалеко от Национальной аллеи в Вашингтоне, чтобы «пригласить всех людей к преобразующей силе Библии».
Эксперты часто критиковали Грина за приобретение якобы украденных артефактов, а в 2017 году Hobby Lobby был оштрафован на 3 миллиона долларов США и вынужден вернуть тысячи древних глиняных табличек, в том числе одну, выставленную в музее, которые были контрабандой вывезены из Ирака. Музей также оказался в центре бури из-за демонстрации группы фрагментов свитков Мертвого моря сомнительного происхождения, которые, как позже выяснилось, были подделками.
В этом случае музей сотрудничал с исследователями, которые исследовали фрагменты, которые Грин купил на рынке антиквариата, и заявил, что он стал жертвой мошенничества. С тех пор Грин и музей признали «ранние ошибки» и ужесточили свою политику приобретения.
Но Библейский музей по-прежнему находится в центре критики за то, что он якобы использует историю Библии для продвижения евангельской религиозной и политической идеологии. В то время как музей утверждает, что он является несектантским, беспристрастным образовательным учреждением, некоторые ученые обвиняют его в том, что он представляет библейскую историю некритично, с отчетливо протестантским мировоззрением, игнорируя взгляды других конфессий и религий, для которых Добрая Книга священна.
Мозаика Мегиддо – не первый экспонат, который IAA одолжила музею, с которым у него давний союз, или другим организациям, поддерживаемым евангелистами. Ранее в этом году, например, она предоставила десятки артефактов для выставки о Давиде и Соломоне в Эдмонде, штат Оклахома, в колледже Герберта У. Армстронга, частном учреждении, спонсируемом Филадельфийской церковью Бога.
Но мозаика Мегиддо, возможно, является самым громким наследием Музея Библии, учитывая размер, уникальность и хрупкость этого артефакта и особенно важность, которую он имеет для истории христианства и для всех его деноминаций.
Сосуществование в Армагеддоне
Большая мозаика – это не просто художественное чудо, с ее геометрическими узорами и изображениями рыб, которые являются раннехристианским символом, говорит доктор Йотам Теппер, археолог IAA, который возглавлял команду, обнаружившую древний молитвенный дом. Это сооружение родом из тех времен, когда еще не были построены церкви, какими мы их знаем сегодня, поэтому оно считается молитвенным залом, а не церковью.
Надписи на мозаике также имеют большое значение, говорит Теппер в интервью газете «Гаарец». По его словам, помимо вышеупомянутого и крайне важного признания божественности Христа, они также увековечивают имена пяти женщин, подчеркивая центральную роль женщин в раннем христианстве. Другая надпись называет имя римского офицера, который заплатил за создание мозаики, показывая, что христианство уже проникало в армию империи.
В данном случае это будет один из солдат, дислоцированных в Легио, расположенном неподалеку лагере Шестого легиона, который сам по себе является уникальным археологическим памятником, который должен стать частью будущего «парка Армагеддона».
В то время как история записывает бесчисленные рассказы о войнах и резне, которые сопровождали римскую оккупацию Иудеи, молитвенный зал рассказывает редкую историю сосуществования. По словам Теппера, сооружение располагалось в Кфар-Отне, древней еврейской и самаритянской деревне, в которой, по-видимому, мирно проживала подающая надежды христианская община, связанная с близлежащим лагерем легионеров.
Раскопки 1800-летней базы римских легионеров «Железный легион» у подножия Тель-Мегиддо, которая должна стать частью паркаФото: Эмиль Аладжем / Управление древностей Израиля
В конце третьего века молитвенный зал был заброшен, а мозаика тщательно засыпана, вероятно, потому, что Шестой легион был переведен в Трансиорданию.
Однако для евангельски настроенной публики значение мозаики также связано с ее близостью к Мегиддо и связью этого района с пророчествами о конце времен. Евангельские церкви, как правило, подчеркивают апокалиптическую сторону христианства, продвигая идею о том, что мы живем в последние времена, и что верующие должны трудиться, чтобы ускорить последнюю битву Армагеддон, за которой последует Второе пришествие Иисуса.
Многие евангельские христиане верят, что поддержка Израиля имеет решающее значение для возвращения Иисуса, а некоторые также считают, что в то время евреи, наконец, должны будут принять Христа как мессию или быть проклятыми на вечность.
Музей Библии на момент публикации не ответил на просьбу прокомментировать, как они планируют выставить мозаику и рассказать ее историю посетителям.
Когда прошлым летом появились сообщения о том, что IAA рассматривает возможность одолжить мозаику Музею Библии, некоторые ученые пришли в ужас.
Музей действует как «правая христианская националистическая библейская машина», сказал тогда Каван Конкэннон, профессор религии в Университете Южной Калифорнии. «Меня беспокоит, что эта мозаика потеряет свой фактический исторический контекст и получит идеологический контекст, который продолжает помогать музею рассказывать свою историю».
Теперь, когда сделка заключена, израильские археологи, опрошенные газетой «Гаарец», отнеслись к ней прохладно, но не осудили ее прямо.
«В то время как некоторые из основателей и действий музея сомнительны, и музей явно имеет очень идеологическую повестку дня, я не думаю, что «пуристская» повестка дня здесь очень полезна», — говорит профессор Арен Мейр, археолог из Университета Бар-Илан. «Пока все делается по букве закона, я не вижу проблем».
Главная забота израильских ученых, по-видимому, заключается в том, чтобы мозаика в конечном итоге вернулась и столкнулась с недавними угрозами археологическим памятникам в районе Мегиддо, вызванными планами развития, в частности, работами по расширению дороги, которые должны разрушить часть Легио, уникального римского военного лагеря, найденного там.
«Мозаика является одним из компонентов уникального археологического наследия», — говорит профессор Тель-Авивского университета Исраэль Финкельштейн, возглавляющий раскопки древнего кургана Мегиддо. «В конце концов, мозаика должна быть восстановлена на своем первоначальном месте или очень близко, чтобы дать посетителям незабываемые впечатления от этого особенного места. Не менее важно и то, что ландшафт Мегиддо должен быть защищен от тенденций чрезмерной застройки».
Поездка за границу может помочь привлечь внимание к этим местам, находящимся под угрозой исчезновения, и к археологическому парку, планы которого в настоящее время остаются туманными.
«Если мозаика завершит свой тур и вернется в музей в туристическом центре Мегиддо после того, как тюрьма будет перенесена, на ее первоначальном месте и в археологическом контексте, тогда мы сможем считать наши благословения», — говорит Теппер. «Вопрос в том, произойдет ли это и когда».
Ариэль Давид и Рут Шустер
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции
© Валерий РУБИН "Канадская служба новостей" CNS.
© Валерий РУБИН "Canadian News Service" CNS.
Некоммерческий сайт.
Сообщество журналистов