ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER


Преждевременная (61 год) смерть от рака Сигрун Оэн, матери одного из лучших шахматистов в истории Магнуса Карлсена. (Maravillosa jugada)

Я пару дней думал о возможных общих чертах у матерей шахматных гениев, которых я знал лично или о которых имею много информации. 
Сигрун, инженер-химик, была очень сдержанной. Помимо множества вежливых приветствий в разных частях света — она и три ее дочери время от времени присоединялись к Магнусу и Хенрику (отцу и менеджеру) — у нас была пара коротких бесед; но ее нежелание разговаривать с журналистами было очевидным. Однако я понял, что она была очень умным человеком, что она внесла большой вклад в интеллектуальное развитие своих четверых детей с самого их младенчества и что, что касается Магнуса как чемпиона и кумира масс, ее роль заключалась в том, чтобы сбалансировать и умерить страсть к шахматам сына и мужа, особенно в трудные времена, после немногочисленных поражений.

‌Тот, с кем я много общался на протяжении двух десятилетий, — это Хенрик. И из этих разговоров я делаю вывод, что Сигрун сыграла очень важную роль в два наиболее важных момента обучения Магнуса. В пять лет он уже проявлял очень явные признаки одаренности, но не проявлял интереса к шахматам, когда Хенрик учил его движению фигур, и Хенрик и Сигрун решили не настаивать до тех пор, пока почти три года спустя мальчик попросил поиграть, завидуя старшей сестре.

‌Другой момент, очень деликатный, наступил, когда Магнусу было 12 лет, и он пострадал от издевательств в школе, потому что сильно выделялся среди одноклассников и уже начал появляться в СМИ благодаря своим спортивным успехам. Сигрун и Хенрик приняли радикальное решение: взять отпуск на работе, купить большой фургон, поговорить с учителями своих четырех детей о том, как им давать домашнее задание, и путешествовать с ними по Европе и Дубаю в течение девяти месяцев. Магнус играл в турнирах, чтобы добиться звания гроссмейстера; а между тем семья посетила места, представляющие большой культурный интерес. Четыре года спустя, во время моего первого записанного интервью с ним, Магнус сказал мне: «Этот год был лучшим в моей жизни».

‌Контраст с Региной Вендер Фишер (1913-1997), матерью еще одного величайшего шахматного гения, огромен. Одаренная (она говорила на шести языках), получив образование в Германии и Москве, гиперактивная, под следствием ФБР (ее досье - 900 страниц) по подозрению в коммунистической пропаганде, разлученная со своим официальным мужем Герхардтом Фишером раньше появления на свет Бобби, чей настоящий отец блестящий венгерский физик Пауль Неменьи, Регина подрабатывала, но была бедна, у нее было очень мало времени на уход за двумя детьми (Джоан была на пять лет старше Бобби). Несмотря на это, Регина сделала все возможное, чтобы способствовать спортивной карьере одного из самых удивительных и не по годам развитых шахматистов всех времен (абсолютного чемпиона США в 14 лет, с IQ выше, чем у Эйнштейна). Все указывает на то, что неуравновешенность, житейские невзгоды, усилили расстройство психики Роберта Фишера. Среди различных фобий, которые развились у чемпиона мира (1972 г.), была ненависть к евреям, несмотря на то, что и Регина, и Пол были евреями.

‌Но если говорить о контрастах между матерями гениев, то здесь есть еще больший контраст: Клара Шагеновна Каспарова (1937-2020) и Нина Григорьевна Карпова (1920-2021). В конце 1985 года EL PAÍS SEMANANAL отправил меня в Москву, чтобы взять интервью у них обоих, через полтора месяца после того, как Гари Каспаров стал самым молодым чемпионом мира в истории, победив национального супергероя Анатолия Карпова во втором из пяти поединков за титул. К сожалению, этих интервью нет в цифровом архиве, но я их очень хорошо помню.
Мать Карпова была добрая, сказочная русская бабушка, которую я с удовольствием мог бы надолго принять в качестве гостя в своем доме; Она прожила 101 год. 
Клара Каспарова, мать шахматиста Гари Каспарова, во время интервью EL PAÍS SEMANANAL в декабре 1988 года в Москве. / МАРИЯ МОРЕНО
Мать Каспарова — мне совершенно ясно, что без ее существенного вклада и жизненной жертвы сын не стал бы одним из лучших шахматистов всех времен. Каждый разговор с Кларой Шагеновной — у меня их было несколько — оставлял в тебе неизгладимый след: только ковид мог победить ее в 83 года. По словам друзей семьи, в этом возрасте она не принимала никаких таблеток из-за отличного здоровья.

‌Напоследок я оставил очень особенную мать, отличную от четырех упомянутых здесь: венгерку Клару Полгар, родившуюся в 1946 году. Учительница по профессии, как и ее муж Ласло, они оба пришли к соглашению, когда еще встречались, и договорились о своих отношениях: они будут обучать своих детей дома, не водя их в школу, кроме экзаменов, чтобы продемонстрировать, что гениями не рождаются, ими становятся. Биологический случай привел к тому, что у них родились три дочери, что добавило к эксперименту вторую цель: доказать, что женщины могут играть в шахматы, включенные в это своеобразное образование на том же уровне, что и математика, язык или английский язык, так же хорошо или даже лучше. чем мужчины.
Как почти все вы знаете, успех был ошеломляющим для Сьюзен, Софии и особенно Юдит. Я много раз говорил с Кларой. Обладая твердым и в то же время очень милым характером, она производит впечатление идеального компаньона для такого одержимого шахматами, как Ласло, и идеальной матери трех одаренных и исключительных в разных отношениях дочерей. Все указывает на то, что без нее семья Полгар не оказалась бы на пьедестале истории, но по совсем другим причинам, чем дело Каспарова.
Леончо Гарсиа
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. 
«Канадская служба новостей» CNS. Некоммерческий сайт. Сообщество журналистов. 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site. Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top