ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER


Посланный французской Директорией для вторжения в Египет в 1798 году, Наполеон Бонапарт начал палестинскую кампанию в Газе в следующем году.
Но она была завершена всего за несколько месяцев. (Le Monde)
Сектор Газа отрезан от мира и превращен в руины – к сожалению, именно такой образ мы сейчас имеем о регионе. Тем не менее на протяжении тысячелетий оазис Газа был процветающим перекрестком торговли и коммерции на границе между Азией и Африкой.

Такое стратегическое положение сделало Газу базой для экспедиций с Ближнего Востока с целью завоевания Египта задолго до Александра Македонского в 4 веке до нашей эры. Но, в свою очередь, любая держава, созданная в долине Нила, должна была обеспечить контроль над Газой, чтобы начать наступление на Левант.

Именно тогда генерал Наполеон Бонапарт обратил свое внимание на Газу, будучи послан французской Директорией во главе более чем 30 000 солдат летом 1798 года для завоевания Египта. Честолюбивый военачальник мечтал о масштабном наступлении с целью свержения Константинополя и османских войск, вступив в союз с арабским «третьим государством» против турецкой «знати».

Из Газы в Яффо и Акко
Бонапарт уже был воплощением решимости Франции экспортировать свои революционные идеи силой, даже если это означало призыв к арабской «нации» в Египте, сам принцип которой был еще чужд большинству местного населения.

Там, где исламская солидарность продолжала преобладать, французский захватчик выдавал себя за освободителя коренных арабов перед лицом турецкого «гнета» со стороны османского правительства. Точно так же, как он подавил антифранцузское восстание в Каире в октябре 1798 года, он решил захватить Газу четыре месяца спустя. Оазис был ключом не только к Палестине, но и ко всему Леванту, который Бонапарт был полон решимости завоевать, чтобы напасть на Османскую Анатолию с юга. Как только французы взяли под свой контроль османский гарнизон в Аль-Арише, к северо-востоку от египетского Синайского полуострова, город Газа сдался без боя.

Бонапарт провел по крайней мере одну ночь в феврале 1799 года во дворце паши, резиденции османского губернатора в центральной части Газы. В 2010 году этот памятник из охристого камня стал краеведческим музеем, где посетители, в том числе группы школьников, могли посетить комнату, которую двумя столетиями ранее занимал будущий император Наполеон I.

Дворец Паши был разрушен в результате израильской бомбардировки в декабре, как и многие другие исторические места в наследии Газы, несмотря на отсутствие у них какого-либо военного измерения. Что касается Бонапарта, то он не стал задерживаться в Газе, поведя свои войска против порта Яффо, который вскоре был завоеван, а затем и Акко, которая сопротивлялась, несмотря на беспощадную осаду.

Именно у подножия стен Акры, оплота Османской империи для всего побережья Леванта, Бонапарт увидел, как рушатся его мечты о ближневосточной славе. Единственное, что ему оставалось сделать, это вывести свои войска – не без еще одного прохода через Газу – и вернуться в Египет в июне 1799 года.

Отступление французских войск из Палестины сопровождалось массовыми разрушениями, пощадившими только город Газа на том основании, что он был оккупирован без боя. Эта политика «выжженной земли», направленная на замедление османского контрнаступления, оставила глубокие шрамы в памяти палестинцев, где французская армия, несмотря на краткость оккупации, стала считаться безжалостным опустошителем.

Что касается Бонапарта, то он покинул Египет в августе 1799 года, передав командование территорией своему заместителю, генералу Жану-Батисту Клеберу. После полуторамесячного путешествия Бонапарт вернулся во Францию, где вскоре захватил власть в ноябре 1799 года, совершив государственный переворот 18 брюмера (дата 9 ноября 1799 года по недолговечному французскому республиканскому календарю). Консульский режим, который он затем ввел, оставив первое место за собой, послужил переходом республиканцев к институту Первой империи в мае 1804 года.

Однако кампания Бонапарта в Палестине была менее известна тем, что произошло, чем фальшивкой, сформированной в мессианских кругах Центральной Европы, а точнее в движении еврейских последователей Якова Франка (1726-1791).
Они распространили из «иерусалимской штаб-квартиры» прокламацию, приписываемую Бонапарту (хотя французская армия никогда не приближалась к Святому городу) и обращенную к «законным наследникам Палестины», чьи права на землю тем самым будут «восстановлены».

Эта подделка подпитывалась пропагандой с начала 20-го века и использовалась в качестве аргумента в пользу создания еврейского государства в Палестине.
Подделка также подпитывала веру «христианских сионистов» в Соединенном Королевстве, таких как тогдашний премьер-министр Ллойд Джордж, в то, что британская поддержка должна быть оказана «созданию в Палестине национального дома для еврейского народа» в 1917 году. 

В декабре прошлого года Аллон Клебанов, президент израильского Общества наполеоновских исследований, заявил, что он по-прежнему убежден в том, что обращение Бонапарта к евреям было «подлинным документом, хотя оригинальный текст так и не был найден». Далее он заявил, что «использование массированного огня в Газе, с воздуха и на земле, вдохновлено Наполеоном». 
Жан-Пьер Филиу
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site. Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top