С 1638 года 15 августа занимает особое место во Франции благодаря обету Людовика XIII, в котором он посвятил свое королевство Деве Марии и учредил ее празднование.
Этот жест, отражающий многовековое царское благоговение перед матерью Христа, продолжает иметь политическое значение и сегодня.
На протяжении трех столетий в центре собора Парижской Богоматери разыгрывается любопытная сцена из мрамора. В центре главного алтаря возвышается Дева Мария, взирающая в небо, окруженная двумя коленопреклоненными мужчинами, о которых многие посетители даже не подозревают, что это были два самых прославленных монарха Франции: Людовик XIV (правил в 1643-1715 гг.) и его отец Людовик XIII (1610-1643 гг.).
Этот впечатляющий ансамбль, созданный в последние годы правления Людовика XIV, представляет собой нечто большее, чем просто подарок сына своему предку. В нем кристаллизуется желание, которое связывает Францию с этой важной фигурой христианства: клятва Людовика XIII в 1638 году посвятить свое королевство Деве Марии и установить 15 августа в качестве дня ее празднования.
«Принимая Пресвятую и славную Деву как особую покровительницу нашего королевства, мы посвящаем Ей в особенности нашу личность, наше государство, нашу корону и наших подданных», — официально оформил акт, который был провозглашен 10 февраля 1638 года. Текст, который был юридически обязательным, устанавливал ежегодное празднование Успения, католической традиции, празднующей телесное вознесение Марии на небеса. С этого момента по всему королевству будут проходить молитвы и шествия, чтобы найти ее защиту в этот день.
Сыну Генриха IV и Марии де Медичис оставалось жить всего пять лет, и этот обет был знаком облегчения от того, что он избежал величайших опасностей в своей жизни. Людовик XIII имел дело с заговорами, вынашиваемыми его братом Гастоном Орлеанским (1608-1660), с Тридцатилетней войной, опустошавшей Европу между 1618 и 1648 годами, и с огромной опасностью невозможности произвести на свет наследника престола, которая долгое время нависала над его династией.
Беременность его жены Анны Австрийской в 1638 году, после 23 лет бесплодного брака, была воспринята как милость Девы Марии. Ребенок, будущий Людовик XIV, был назван Луи-Дьедонне («Богом данный»), что отражало это провидение. «Это рождение было воспринято как чудо, божественный ответ на освящение Царства», — сказал искусствовед Лео Минуа (Les Cahiers de Framespa, 2012). Именно на этом фоне обет Людовика XIII, поддержанный его государственным министром Ришелье (1585-1642), освятил длинную траекторию, связывающую Богородицу с французской властью.
"Regnum Galliae, regnum Mariae": Королевство Франция — это королевство Марии, согласно фразе, приписываемой папе Урбану II (1088-1099). В 20-м веке его далекий преемник Иоанн XXIII добавил: «В порядке Провидения у каждого народа есть миссия, и иногда достаточно девиза, чтобы оправдать ее. Когда мы говорим: «Regnum Galliae, regnum Mariae», мы в совершенстве выражаем свидетельство чести и любви сыновей и многих потомков Хлодвига».
С VII века, когда Папа Феодор ввел его в литургию, до 1950 года, когда Пий XII сделал его официальным догматом, Успение Пресвятой Богородицы (также известное как Успение в Риме до 770 года и до сих пор православное) было в первую очередь христианской историей. Однако с тех пор она стала тесно ассоциироваться с Францией.
Царство Марии
Франция, «старшая дочь Церкви», согласно выражению, придуманному в XIX веке и впервые использованному в 1841 году в речи доминиканца Анри-Доминика Лакордера в Нотр-Дам-де-Пари, долгое время была королевством Марии. По словам историка Сильви Барней, нам нужно вернуться в самое сердце Средневековья, чтобы понять эту сложную взаимосвязь.
Карл Великий, основатель династии Каролингов, был коронован императором на Западе в 800 году. «Дева Мария постепенно была подчинена осуществлению власти, и иконы, изображающие Ее, были поставлены на службу суверенитету, определенному как священная королевская власть», — сказал Барней, преподаватель истории и теологии христианства в Университете Лотарингии. царствуя над земными и небесными иерархиями».
Затем пришли оттоновские короли, которые правили германскими землями между10-м и 11-м веками и подчеркивали важность Марии, по словам историка: «Она стала образцовой королевой, увековечив королевское происхождение, родив ребенка мужского пола». Затем, примерно в 12 веке, в контексте григорианской реформы, которая утвердила главенство папской власти, появились первые изображения коронации Марии, дающие иконографическую тематику, которая распространится на порталы готических церквей. Это было время соборов, и вскоре Средневековье уступило место новой эпохе.
В XV веке родилась концепция политического пространства как формирующего нацию. «Покровительство королевства Франции, до этого находившееся под покровительством Святого Михаила, находилось под покровительством Девы Марии», — сказал Барней. Когда началось абсолютистское укрепление королевской власти, «пластичность образа Марии, представленного как сильная женщина, рожающая сына, и скорбящая мать у подножия креста, прекрасно служила цели королевской власти в контексте непрекращающихся войн и экономических трудностей».
Таким образом, обет 1638 года привел к многовековому союзу между власть имущими и матерью Христа, в то же время закрепив государственный праздник в национальном календаре, который сохранился и по сей день. От монархии к республике, присяга долгое время колебалась из стороны в сторону из-за политических потрясений. Впервые возобновленный королями Людовиком XIV в 1650 году и Людовиком XV в 1738 году, акт был отменен 14 августа 1792 года Законодательным собранием после революции, но восстановлен королем Людовиком XVIII в 1814 году во время Реставрации и окончательно отменен в 1831 году королем Луи-Филиппом в начале Июльской монархии.
От Успения до Сен-Наполеона
Однако у обета было и другое, параллельное потомство. В то время как празднование Марии приходило и уходило в соответствии с режимом, 15 августа оставался национальным праздником с момента его учреждения Наполеоном в 1806 году. Успение Пресвятой Богородицы совпало с днем рождения императора, и праздник получил название Сен-Наполеон. Через три месяца после государственного переворота, положившего начало Второй империи, его племянник Луи-Наполеон – Наполеон III – в феврале 1852 года учредил «День императора» в качестве празднования 15 августа.
Национальный праздник был перенесен на 14 июля 1880 года, во времена Третьей республики. С тех пор Успение Пресвятой Богородицы, один из 11 государственных праздников, признанных законом, утратил свое политическое значение. По крайней мере, официально: Мария остается уникально популярной во Франции. Доминик Ле Турно, профессор канонического права, насчитал 2900 святынь Девы Марии, действующих по всей стране, в своем «Путеводителе по святыням Марии во Франции» («Путеводитель по святыням Марии во Франции»).
«Количество религиозных мест, посвященных Богоматери во Франции, впечатляет», — сказал священник Opus Dei, который не остановился на этом. Автор «Dictionnaire Encyclopédique de Marie» («Энциклопедический словарь Марии») также подсчитывал явления Марии: «Из 750 во всем мире я насчитал треть во Франции».
Среди этих мистических событий пять крупных явлений произошли в 19 веке, например, в юго-западном французском городе Лурд в 1858 году. Некоторые из них имели политический резонанс, например, явление в Понмайне 17 января 1871 года, в разгар фиаско Франции против Пруссии. Отступление противника рассматривалось как результат этого сверхъестественного вмешательства.
Этот эпизод привел к тому, что паломничество в Понмэйн получило национальный, даже националистический оттенок, в частности, благодаря иконографии, изображающей Марию, останавливающую врага на берегах Майенны, противопоставляя «своего кровавого Христа немцам, которые остановились в ужасе», — сказала историк Брижит Ваше, написавшая «Анналы Бретани и земель Запада» («Annales de Bretagne et des Pays de l'Ouest»).
Мария и Жанна, покровительницы Франции
Этот цикл явлений Девы Марии открыл новую эру массовых паломничеств, ставшую возможной благодаря развитию железных дорог, сказал историк Даниэль Мулине: «Особенность XIX века заключается в том, что преданность Марии исходит от простых верующих». Таким образом, «политическое и общественное объединились», — сказал профессор Лионского католического университета.
Сам Папа Иоанн XXIII отметил это французское исключение в своей речи в 1959 году: «Эти явления Марии, столь замечательные в середине XIX века, остаются особым почетным титулом для Франции, благословенной родины святых и героев, где история христианства вписала славные и незабываемые страницы». После того, как Франция была Королевством Марии, стала ли Франция Республикой Девы Марии?
В разгар Третьей республики Святой Престол решил почтить Францию, провозгласив Марию главной покровительницей французского народа, а Жанну д'Арк – второй небесной покровительницей. Апостольское послание, датированное 2 марта 1922 года, было подписано Пием XI (1922-1939), но должно было быть подписано его предшественником, Бенедиктом XV (1915-1922), который умер несколькими неделями ранее и чье желание было частью политики сближения с Французской республикой.
Ибо за символизмом не за горами стояла политика. Провозглашение Марии святой покровительницей Франции закрепило примирение между Францией и папством, которое разорвало дипломатические отношения после принятия в 1905 году закона об отделении церкви от государства. Контекст изменился. После резни Первой мировой войны в 1919 году к власти пришла католическая и националистическая коалиция «Национальный блок».
В 1920 году, всего через несколько недель после канонизации Жанны д'Арк Бенедиктом XV, французский парламент проголосовал за национальный праздник в честь Жанны д'Арк по предложению члена парламента и члена Французской акамеди Мориса Барреса (1862-1923). «Дух конфликта уступил место разрядке», — сказал Мулине, который рассматривает жест Пия XI как конец процесса, утверждающего глубокую традицию, связывающую Богородицу с Францией.
Барней сожалеет, что это иногда приводило к тому, что сторонники ультракатолического взгляда инструментализировали эту фигуру. Процессия 15 августа также стала знаковой для фундаменталистских течений, но не только: в 1988 году кардинал Жан-Мари Люстиже (1926-2007) выступил с инициативой еще раз отпраздновать обет Людовика XIII, увидев в этом знак особого вклада Церкви в национальную историю.
В том же году исполнилось 350 лет со дня принятия королевской декларации, а в следующем году исполнилось 200 лет со дня Французской революции. Мэри уступила место Марианне.
Юнесс Бусенна, Le Monde
(в пересказе)
"Canadian News Service" CNS.
Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН