Духи использовались не только для того, чтобы приятно пахнуть, хотя, конечно, это было одним из их применений.
Скорее, это то, с чем вы сталкиваетесь в течение дня: дома и в больнице, в церкви и на работе. (IFLScience)
Леонардо да Винчи (1452-1519) был в значительной степени символом человека эпохи Возрождения, и не только в силу того, что он жил в эпоху Возрождения. Он был художником, ученым, музыкантом, создателем механического льва, который мог пройти несколько шагов, чтобы осыпать короля Франции лилиями.
На самом деле, этот человек, образно говоря, засунул свои пальцы во столько пирогов, что трудно поверить, что в пекарне осталось что-то нетронутым. Но как показывает выставка, которая в настоящее время проходит в Château du Clos Lucé в Амбуазе, Франция, у Леонардо была, по крайней мере, еще одна навязчивая идея, о которой вы, вероятно, не знали: духи.
Почему парфюм был важен?
Мы не должны удивляться тому, что такой эрудит, как да Винчи, балуется парфюмерией — в конце концов, этот парень изучал геологию за столетия до того, как кто-либо еще в Европе додумался взглянуть на горные породы. Но на самом деле создание и изучение парфюмерии, вероятно, не казалось таким уж странным в то время.
«В эпоху Возрождения, в то время, когда жил да Винчи, парфюмерия и запах были неотъемлемой частью повседневной жизни», — объясняет доктор Каро Вербеек, историк запахов и искусства, работающий в Художественном музее Гааги и Свободном университете Амстердама, и автор книги «Sul Naso», которая изучает пересечение запаха и искусства более двух десятилетий.
Садитесь в машину времени и отправляйтесь в прошлое да Винчи, и вы столкнетесь с пьянящим сочетанием ароматов практически в каждой ситуации, с которой вы столкнетесь. Там была целая гамма цветов: от все еще популярных ароматов, таких как жасмин, лаванда, роза и ирис, до горьких апельсинов и миндаля, до вещей, которые мы, вероятно, не сочли бы такими уж приятными в наши дни.
Кроме того, существовали ароматы, изготовленные из дорогих соков и смол — такие вещи, как ладан и мирра, были «очень популярны», — говорит Вербеек, — «и не только для религиозных целей».
Один из рецептов [да Винчи] содержал мочу и человеческие фекалии, которые должны были храниться в стеклянной банке под кучей навоза в течение месяца. Затем его можно было бы использовать в качестве своего рода «бомбы-вонючки».
Мы не шутим – даже с последним. «[Некоторые] духи были созданы для католических ритуалов, — говорит Вербеек, — поэтому сжигание благовоний в церкви — per fumum первоначально означало «сквозь дым», как издавна поклонялись богам». На другом конце спектра было то, что да Винчи называл odori sgradevoli, или «неприятными запахами»: «зловонные композиции создавались для отпугивания преступников».
Еще больше ароматов использовалось для чистки и ароматизации тканей, как во время обычной стирки — «лаванда происходит от лаваре, — отмечает Вербеек, — что означает «стирка», — так и для более декадентских целей. «Во время модных званых обедов духи распространялись по всему пространству, — объясняет она, — или салфетки ароматизировались такими запахами как цветы апельсина».
Духи были еще одним средством отличия для знати Милана эпохи Возрождения, распыляемым на их нижнее белье.
И, возможно, самое главное их применение? В буквальном смысле, спасая жизни.
Или, по крайней мере, так сказали бы люди того времени. «Люди верили, что зловоние является причиной распространения таких болезней, как чума», — объясняет Вербеек. Поэтому духи использовались для предотвращения или лечения болезней, а также в более общем плане для защиты от зла — ароматы, которые да Винчи называл odori medicinali.
Короче говоря, «духи выполняли множество функций», — говорит Вербеек. «Они не предназначались только для того, чтобы скрывать запахи тела в связи с плохой его гигиеной, как многие подозревают».
Доктор Кэти Сполдинг
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
"Canadian News Service" CNS.
Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН