Дом Марка Твена в стиле готического возрождения — от наружных окрашенных кирпичей, пышных фронтонов и черепичной крыши до изысканного внутреннего убранства — стал ярким свидетельством его бурно развивающейся литературной карьеры того времени. (The Epoch Times, History)
Дом-музей Марка Твена находится в Хартфорде, штат Коннектикут, в очаровательном историческом районе Нук-Фарм, некогда процветающем художественном сообществе. С любовью сохраненный дом американского юмориста был построен в стиле американского неоготического возрождения в 1874 году и был местом проживания Твена и его семьи до 1891 года. Особняк, его причудливость, элегантность и экстравагантность — от внешних окрашенных кирпичей, пышных фронтонов и черепичной крыши до сложных внутренних украшений — окончательно оформился в 19 веке. Действительно, облик дома Твена в стиле позолоченного века с его многослойным, максималистским дизайном мебели, текстиля и узоров снова в моде.
Марк Твен, урожденный Сэмюэл Клеменс (1835–1910), был человеком многих талантов и многих профессий. В своей жизни он работал лоцманом речного судна, старателем серебра, газетным репортером, авантюристом, сатириком, лектором и автором культовых американских книг. Годы, проведенные им в этом доме в Хартфорде, были самыми счастливыми и продуктивными в его жизни, и он называл его «самым прекрасным домом, который когда-либо был». Живя здесь, он написал свои классические романы «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий» и «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
Дом, площадью 11 500 квадратных футов, на трех этажах, олицетворял современный дом того времени с центральным отоплением, газовыми светильниками и горячей и холодной водой. Поскольку расходы на строительство были значительными, строительство обошлось до 45 000 долларов.
Дом использовался для восхитительных званых ужинов, бильярдных игр, благотворительных мероприятий и воспитания трех дочерей. В 1881 году растущая международная известность и успех Твена позволили паре отремонтировать интерьеры дома в грандиозной и художественной манере. Они наняли модную дизайнерскую фирму Louis C. Tiffany & Co., Associated Artists, известную своими интерьерами, вдохновленными миром. Как и Твен, Луис С. Тиффани был творческим гением и много путешествовал по миру, и он исследовал почти все художественные и декоративные новшества. Он был высококвалифицированным специалистом в проектировании и контроле за производством в своих студиях витражных окон и светильников — по которым он наиболее известен сегодня — а также мозаики, керамики, эмали, ювелирных изделий, изделий из металла, живописи, рисунка и интерьеров. В том же году, когда фирма приступила к проекту дома Твена, ее также наняли для реконструкции парадных залов Белого дома. Интересно, что сегодня именно Дом Марка Твена считается наиболее важным существующим и общедоступным примером дизайна.
Бильярдная служила Твену офисом и кабинетом, где он написал некоторые из своих самых известных произведений, в том числе «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». (Дом Марка Твена)
Пара подписала соглашение на 5000 долларов, предоставившее Тиффани и его помощникам-дизайнерам карт-бланш в реализации схемы декорирования. Проектные работы включали стены и потолки для недавно расширенного холла, библиотеки, столовой, гостиной и гостевой комнаты на первом этаже, а также стены и потолки на втором и третьем этажах, видимые из холла.
Оформление комнат первого этажа Louis C. Tiffany & Co., Associated Artists, было вдохновлено выразительными мотивами из Марокко, Индии, Японии, Китая и Турции. Прихожая, украшенная резными орнаментальными деталями, когда дом был только построен, имела панели, расписанные по трафарету серебром со звездным узором, а стены и потолок были выкрашены в красный цвет с черными и серебряными узорами. В газовом освещении дома серебряная краска мерцала и создавала экзотическую иллюзию перламутра. Гостиная была окрашена в базовый цвет лососево-розового цвета, а колокольчики в индийском стиле и завитки пейсли были расписаны по трафарету серебром. Сегодня все еще можно увидеть большое трюмо-зеркало, свадебный подарок Твенам, а также семейную стеганую мебель.
Декорированный Louis C. Tiffany & Co., Associated Artists, дом имеет прихожую, которая затемнена, чтобы имитировать газовое освещение. Радужный трафарет, подчеркнутый деревянными молдингами, придает комнате ощущение персидского дворца. (Дом Марка Твена)
Столовая, которую семья использовала почти для всех своих трапез, как неформальных, так и официальных, была покрыта обоями глубокого бордового и золотого цвета с узором в японском стиле с цветами. Узор на бумаге был тисненым, чтобы создать впечатление роскошной тисненой кожи. Эта тема типична для работ Кэндис Уилер, партнера Associated Artists, известной своим текстильным и интерьерным дизайном. Ее сотовые обои оживляют лучший гостевой номер дома, известный как Mahogany Room.
Обои в столовой выполнены из бумаги с тиснением, имитирующим текстуру и цвет тисненой кожи. (Дом Марка Твена)
Зеленый и синий были часто используемыми цветами в библиотеках того времени, и библиотека этого дома выполнена в павлиньем синем цвете. Ее каминная полка, большая часть дуба, купленная в шотландском замке Эйтон, является центром комнаты. Твен использовал это пространство, чтобы читать отрывки из своих последних произведений, стихи и рассказывать истории друзьям и семье. Кроме того, Твен развлекал своих дочерей причудливыми историями, используя декоративные предметы на каминной полке в качестве вдохновения.
Личные комнаты семьи также были прекрасно декорированы и восстановлены музеем в их былой славе. В детской комнате есть восхитительные обои Уолтера Крейна, которые пересказывают детскую считалку «Ye Frog He Would A-Wooing Go» словами и картинками. Крейн был английским художником, считающимся одним из самых влиятельных иллюстраторов детских книг своего поколения; он создавал декоративно-прикладное искусство в своем отличительном детальном и красочном стиле. В спальне Твена и его жены доминировала большая кровать с искусно вырезанными ангелами, которую они приобрели в Венеции. Единственная выжившая дочь Твена подарила произведение музею, где оно и по сей день экспонируется. Бильярдная на третьем этаже, возможно, является самым значимым местом для поклонников произведений Твена, поскольку она служила ему письменным кабинетом и рабочим кабинетом. Во время редактирования он раскладывал страницы своей рукописи на бильярдном столе.
Библиотека, которая выходит в оранжерею, была главной достопримечательностью для посетителей. Статуя Евы была создана Карлом Герхардтом, другом семьи и протеже Твена. (Дом Марка Твена)
Пианино Fischer было подарено дочерям Марка Твена на Рождество в 1880 году. Эта комната, известная как школьная комната, была основным помещением, где три девочки обучались на дому с 1880 по 1891 год. (Дом Марка Твена)
Финансовые трудности привели к тому, что Твен и его семья переехали в Европу в 1891 году, и они больше никогда не жили в этом доме или даже в Хартфорде. Они продали недвижимость в 1903 году. Витражи Тиффани, сделанные для дома, были проданы отдельно, и их нынешнее местонахождение неизвестно. Дом сменил разных владельцев и некоторое время был школой для мальчиков, прежде чем был продан застройщику, который планировал снести дом и превратить его в многоквартирный дом. Была организована кампания по спасению дома, и в конечном итоге его выкупила группа, посвятившая себя сохранению его наследия.
Дом-музей Марка Твена, национальный исторический памятник, считается одним из лучших исторических домов-музеев. Твен писал в письме, что «наш дом не был бесчувственной материей — у него было сердце, душа и глаза, чтобы видеть нас. … Мы были в его уверенности и жили в его благодати и в мире его благословения». К счастью, тщательная реставрация дома и яркая образовательная программа открывают окно в его уникальную историю и дают возможность восхищаться его вечной красотой.
Гостиная была местом официального гостеприимства, где дочери Твена выступали перед гостями. (Дом Марка Твена)
Хотя пианино Steinway и картина «Святое семейство» Андреа дель Сарто изначально не были в доме, известно, что Клеменсы покупали подобные предметы во время своих поездок по Европе. (Дом Марка Твена)
Интересные факты
Марк Твен включил автобиографические события в свои романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Образ Финна, любимого бродяги-помощника Сойера, был списан с мальчика, которого он знал с детства.
В своей автобиографии Твен писал: «В «Гекльберри Финне» я нарисовал Тома Бланкеншипа именно таким, каким он был. Он был невежественным, немытым, недостаточно накормленным; но у него было такое же доброе сердце, как у любого мальчишки. Его свободы были совершенно неограниченны. Он был единственным по-настоящему независимым человеком — мальчиком или мужчиной — в обществе, и вследствие этого он был спокойно и постоянно счастлив и вызывал зависть у всех остальных из нас».
Мишель Пластрик
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН