В бурном сине-зеленом море у юго-восточного побережья Ирландии лежит скалистый остров, вздымающийся из океана на большие высоты, как Чистилища Данте.
Плюющийся и бурлящий океан бесконечно хлещет его по бокам, а рваные хребты выглядят почти как хребет дракона. Это грозное зрелище, парящее в небе на высоте 700 футов над уровнем моря. Это Скеллиг Майкл, скала Святого Михаила.
Многовековая история
В течение примерно 600 лет Скеллиг-Михаэль был домом для христианского монастыря, состоящего из хижин-ульев, построенных из камня, которые удивительно хорошо сохранились до наших дней. Ранние христианские монахи верили, что они могут приблизиться к Богу, живя в суровых и отдаленных условиях. Нахождение вдали от отвлекающих факторов мира и его бизнеса давало им большую ясность для сосредоточения на Божественном. Суровые условия жизни давали возможность наказанным искупить свои грехи и отрешиться от земных удобств, освободив душу для Бога.
Расположенный в восьми милях от материка и подверженный сильным морским ветрам, Скеллиг Майкл соответствовал всем требованиям уединенного и аскетичного места, которое можно назвать домом. Легенда гласит, что святой Фионан, последователь святого Брендана Мореплавателя, основал монастырь на вершине скалы в 6 веке. Первые письменные упоминания об острове относятся к 8 веку.
Монахи построили хижины, террасы, лестницы, стены, сады, кладбище и церковь на обрывистых высотах острова. Хижины круглые и куполообразные снаружи, но прямоугольные внутри, и их конструкция предотвращает попадание даже капли дождя — и все это без соломы или даже раствора между камнями.
Каждый день монахи спускались по 670 ступеням к океану, чтобы порыбачить на завтрак. Помимо рыбы, их рацион состоял из овощей, яиц и мяса птиц. Даже сегодня Скеллиг-Майкл является домом для обширных популяций морских птиц, включая тупиков, олуш, кайр, глупышей, бакланов и полярных крачек.
Помимо рыбалки, ухода за садом и сбора яиц, повседневная рутина включала в себя молитву, изучение и созерцание. Легко представить себе мысли о вечности, которые пришли бы в голову монаху, смотрящему на бескрайний океан со своего скалистого насеста, с бурями, треплющими его волосы и одежду. Это, безусловно, стимулировало бы медитативный дух.
Только около 12 монахов и аббат жили в монастыре в любой момент времени в течение столетий, когда он использовался. Небольшая, скрытая группа зданий на южной вершине острова отделена от монастыря — убежище за убежищем — и это была отшельница, где один отважный монах жил в уединении. Добраться до него было головокружительным и мучительным подъемом. Легенда гласит, что в 993 году викинг Олав Трюгвассон, который принес христианство в Норвегию, был крещен отшельником на реке Скеллиг, о чем рассказывается в книге «Объекты всемирного наследия Великобритании и Ирландии» Виктории Хаксли и Джеффри Смита.
Мисс Хаксли и мистер Смит рассказывают, что в 12 веке изменения климата вызвали более сильные штормы и штормы, и монахам пришлось покинуть это место, переехав в близлежащее аббатство Баллинскеллигс на материке. Монахи сохраняли владение островом до тех пор, пока аббатство Баллинскеллиг не было распущено Елизаветой I, после чего остров перешел в руки семьи Батлеров. Уже к 16 веку он превратился в популярное место паломничества. В 1880 году он стал собственностью Ирландского управления общественных работ.
Локус для обучения
Несмотря на его бесплодную, необычную эстетику, Скеллиг-Михаэль и подобные ему места сыграли решающую роль в европейской истории. Во время и после падения Римской империи Европа погрузилась в темную и смутную ночь, и многие достижения, принципы и знания римской и греческой цивилизаций были уничтожены или забыты язычниками-пиктами, шотландцами, саксами, аллеманцами, лангобардами, франками, которые сокрушили империю.
Само христианство дрогнуло под этим нарастающим потоком новых народов и изменчивым ландшафтом Европы и Средиземноморья. Но, как говорит историк Кеннет Кларк в своем документальном сериале «Цивилизация», «в течение довольно долгого времени — почти сто лет — западное христианство выживало, цепляясь за такие места, как Скеллиг-Майкл».
Монахи в подобных монастырях сохранили не только христианство: это было все наследие западной цивилизации. В книге «Как ирландцы спасли цивилизацию» Томас Кэхилл пишет:
Ибо, когда пала Римская империя, когда вся Европа опустошена, немытые варвары обрушились на римские города, грабя артефакты и сжигая книги, ирландцы, которые только учились читать и писать, взялись за великий труд копирования всей западной литературы — всего, до чего они могли дотянуться.
«Эти писцы служили каналами, через которые греко-римская и иудео-христианская культуры передавались племенам Европы, вновь поселившимся среди руин и разрушенных виноградников цивилизации, которую они сокрушили».
Многие из первых христианских миссионеров в племенах по всей Европе были ирландскими монахами, и во многих отношениях они заложили основу европейской цивилизации, какой мы ее знаем, как с точки зрения веры, так и с точки зрения науки.
Г-н Кэхилл считает, что мы многим обязаны этим монахам и миссионерам, живущим на краю мира. «Без этого служения книжников все, что произошло впоследствии, было бы немыслимо. Без миссии ирландских монахов, которые в одиночку заново основали европейскую цивилизацию по всему континенту в бухтах и долинах своего изгнания, мир, который пришел им на смену, был бы совершенно иным — миром без книг. И наш собственный мир никогда бы не появился».
Их достижение было достойным внимания, мало чем отличающимся от достижения выживания в течение столетий на бесплодной скале в холодном море. Скеллиг-Майкл примечателен не только своей топографией, но и историческим значением.
В 1910 году Джордж Бернард Шоу дал прекрасное описание мистики Скеллиг Михаэль и сопровождающего его острова: «Самая фантастическая и невероятная скала в мире: Скеллиг Майкл... Скеллиги бывают остроконечными, зубчатыми, шпилями, арочными, пещерными, минаретными; И эти готические изыски — не диковинки островов: они и есть острова: больше ничего нет. Остальная часть собора может быть под водой, насколько я знаю. … Невероятное, невозможное, безумное место. … Я говорю вам, что эта вещь не принадлежит ни одному миру, в котором мы с вами жили и работали: это часть нашего мира снов».
Действительно, это мечта о диких, волшебных местах, зовущих нас откуда-то из-за пределов нашего досягаемости. Это также было мечтой христианского монашества, стремящегося к высшему, что мало чем отличалось от импульса, стоящего за готическими соборами, на который Шоу ссылался, описывая Скеллига Майкла. Каким бы сказочным оно ни было, именно это видение ирландских монахов, отшельников и миссионеров сохранило западную цивилизацию и дало нам семена европейской культуры.
Уокер Ларсон
"Canadian News Service" CNS.
Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН