В шахматах черное и белое перемешано так, что в сознании игрока их трудно разделить.фото Патриция Кларос
Вот что я чувствовал на этой неделе: в экстазе, наблюдая за Альгамброй в Гранаде в полночь и на рассвете из окрестностей Кармен-де-ла-Виктория, где университет был настолько любезен, что принял меня в качестве лектора; Но, наслаждаясь красотой и весомостью истории, он думал о печальном деле Кирилла Шевченко, осужденного за мошенничество на чемпионате Испании почетного дивизиона в Мелилье с доказательствами, столь же вескими, сколь и странными. Боюсь, что именно об этом, а не о чудесах Гранады, я должен написать Вам сегодня.
Странно, что 22-летнему мужчине очень часто нужно в туалет – и что он делает это с 4-го хода, как это произошло с Шевченко во время партии с Пако Вальехо в воскресенье, во 2-м туре; Нечто подобное произошло накануне против египетского Амина, но это может случиться. Верно также и то, что вы всегда хотите пользоваться одним и тем же туалетом (с дверью и задвижкой), когда у вас есть другие, но это может быть манией. Возможно, это совпадение, что именно в этом туалете (по крайней мере, так выяснилось) в течение нескольких дней подряд обнаруживаются два мобильных телефона, но это, конечно, большое совпадение. И, конечно, Шевченко имеет право не хотеть разговаривать с журналистом, когда я предложил ему такую возможность через третье лицо; но удивительно, что он отвергает это, если считает себя невиновным.
Есть еще несколько подсказок, которые с помощью логики и самых элементарных статистических расчетов приводят нас к знаменитому выражению: «Если оно выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то, вероятно, это и есть утка». Например, как быстро Шевченко провел с Вальехо некоторые партии, заслуживающие дальнейшего осмысления даже для гроссмейстера высокого уровня; или какое-то техническое решение, которое он принял (выбор эндшпиля со слонами другого цвета, где шансы на ускользание победы больше), технические подробности которого я оставлю, чтобы не утомлять вас.
Дело в том, что Шевченко сыграла вничью с Амином, имея явное преимущество на протяжении большей части игры; По словам источников, близких к судейской бригаде, утрата этого преимущества совпала с тем моментом, когда судьи, заподозрив, что он может жульничать, закрыли конкретный туалет, куда он часто ходил. А на следующий день он решительно обыграл Вальехо, если строго придерживаться качества его игры. После соответствующего расследования и сбора доказательств было принято решение дисквалифицировать его с турнира, посчитав эти две игры проигранными.
Я говорил об этом вопросе с несколькими соответствующими людьми либо потому, что они являются экспертами в этом вопросе, либо из-за их близости к этому конкретному делу. Почти все они согласны со мной, что есть две плоскости, которые необходимо разделить. Правда, все знаки указывают в одном направлении, но и то, что пока нет ни одного убедительного доказательства, которое могло бы привести, например, к Румынской федерации (Шевченко — украинец, но играет под румынским флагом) или валенсийскому клубу "Силла" (которому он принадлежит) обратиться в суд. Я разговаривал с Хосе Антонио Гарсиа Доминго, спортивным директором Силльи: он допускает возможность того, что Шевченко виновен, но не видел никаких доказательств того, что он виновен, и не исключает никаких действий в этом отношении.
Меня особенно удивляет то, что Шахматная федерация Испании не проверила с экспертами два элемента дела: 1) действительно ли рукописная записка, найденная рядом с одним из телефонов, действительно соответствует почерку Шевченко; 2) Если на телефонах есть отпечатки пальцев Шевченко и на них использовалось какое-либо приложение или программа для анализа шахматных партий. Я спросил Рамона Падуллеса, технического директора Испанской шахматной федерации (FEDA).
И вот что он ответил мне письменно: «Мы считаем, что судья принял правильное решение, имея более чем достаточно доказательств и неопровержимых доказательств. Мы не вмешиваемся ни в расследование, ни в решение арбитра, ни в возможные санкции. Мы не можем сообщить об этом в полицию, поскольку это спортивное нарушение, поэтому снятие отпечатков пальцев пришлось исключить. Руководство расследованием и/или процессом применения санкций переходит к ФИДЕ [Международной шахматной федерации]. Если ваши комитеты по честной игре или по этике хотят, чтобы мы сделали что-то от их имени, мы в вашем распоряжении, но мы не будем делать ничего motu proprio. «У нас есть доказательства, которые мы не подделываем, пока нам не скажут, что делать».
И мне придется объяснить вам раздел об эмоциях и интерпретациях фактов. Когда Россия вторглась в Украину, Шевченко давным-давно был одной из самых ярких молодых звезд своей страны; Первая его игра, которую я опубликовал в своей ежедневной колонке, была сыграна в январе 2016 года, когда мне было 13 лет, и она великолепного качества и красоты. Учитывая разнообразие превентивных мер, которые международные арбитры принимают против жульничества в очных шахматах, мне кажется почти невозможным, чтобы кто-то мог это делать в течение длительного времени, не попадаясь, и приблизиться к 2700 очкам Эло (Шевченко удалось стать 39-м местом в мире с 2694 в июне 2023 года). Другое дело – интернет-шахматы, где читы обнаружить гораздо сложнее.
Более того, элитный профессиональный шахматист, который, по крайней мере, с легкостью сводит концы с концами, прекрасно понимает, что риск, совершая это, огромен, потому что, если его поймают, его карьера будет закончена. Не столько из-за наложенной на него санкции, сколько потому, что его имя будет запятнано навсегда, и он больше не будет получать приглашения на турниры или предложения играть с командой, делать показательные выступления, быть тренером или автором публикации, и т. д.
Так как же возможно, что Шевченко — предположительно — попал в эту черную дыру? Из захватывающей истории о том, как ему пришлось бежать из своего дома в Украине под бомбежками , и из его очень замкнутого характера, о котором мне рассказали некоторые люди, я делаю вывод, что, возможно, он переживает плохой эмоциональный момент, который привел к тому, что он потерял самообладание. Если это так, то рассказать об этом общественности, возможно, будет лучшим способом попытаться искупить свою вину, предполагая, что он действительно виновен.
Но даже если бы у него хватило смелости сделать это, он столкнулся бы с коллективной одержимостью шахматного сообщества мошенничеством, которая иногда доходит до паранойи. Самый кровавый и известный случай — дело Ганса Нимана. Поскольку я подробно рассказывал вам о нем несколько месяцев назад, то ограничусь о самом последнем: прямо сейчас он 2-й в очень сильном чемпионате США, и он 15-й в мире в 21 год, после этого Магнус Карлсен обвинил его в мошенничестве без каких-либо доказательств, просто потому, что он знал, что в подростковом возрасте жульничал в онлайн-турнирах.
Что, если те из нас, кто склонен думать о вине Шевченко, ошибались и он был так же невиновен, как Ниман? Чтобы увидеть огромную несправедливость, творимую homo sapiens, просто следите за новостями. Итак, чтобы не впасть в депрессию, я включаю музыку Баха и вновь вспоминаю те дневные и ночные образы Альгамбры и Хенералифе в двух шагах от смотровой площадки Кармен де ла Виктория. Если сможете, посетите чудесную Гранаду.
Леончо Гарсиа
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН