ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

Макс (Махгилис) Эйве (1901-1981)— выдающийся голландский шахматист и математик, V чемпион мира, экс-президент ФИДЕ.
В шахматном мире прославился как прекрасный знаток дебютной теории и непревзойденный тактик.
26 ноября - день памяти великого шахматиста...

Детство и юность

Макс Эйве появился на свет 20 мая 1901 года в небольшом голландском городке Ватерграфсмер. Его отец Корнелиус был преподавателем, одновременно подрабатывая репетитором по музыке. Этим он увлек и всю свою многодетную семью (у Махгилиса были еще 2 брата и 2 сестры). Родители будущего чемпиона (особенно мать Элизабет) увлекались шахматами и раз в неделю устраивали соревнования для знакомых. Наибольшие способности среди детей показывал Макс, освоивший правила древней игры в 4 года и вскоре лихо обыгрывавший родителей.

Макс Эйве в детстве

Кроме шахмат мальчику легко давалась математика. Вместе с ней он активно занимался плаванием и боксом, а также пилотировал спортивный самолет. Однако именно шахматы стали настоящей страстью, захватившей юного игрока. Уже в 12 лет его на правах исключения допустили в столичный шахматный клуб, а спустя два года он начал принимать участие в турнирах, проводимых под эгидой национальной федерации. В 16 лет Эйве оказался в группе «Б» чемпионата Нидерландов и получил первые призовые.

Становление шахматиста

После получения школьного аттестата, Макс поступил в университет Амстердама на математический факультет. В это же время он начинает с переменным успехом выступать в различных соревнованиях — от победы в чемпионате страны и ничьей в матче с Гезой Мароци, до провального выступления на турнирах в Будапеште, Гааге и Лондоне.

После окончания университета, Эйве совмещает турниры (Гастингс, 1923) с преподавательской деятельностью в женском лицее Вестервейка. В 1924 году он оказался одним из 4 игроков Нидерландов, удостоившихся права принять участие в любительском чемпионате мира, проходившем в рамках Олимпийских игр в Париже. В итоге он занял 4-6 места.

В 1926 году Макс защитил докторскую диссертацию и сыграл матчевый поединок против Александра Алехина, который готовился тогда к матчу с Капабланкой. С перевесом в одно очко, он все же уступил россиянину. На следующий год Эйве, в качестве лидера национальной сборной, участвует в первой шахматной олимпиаде, где его команда заняла 4 место, а сам игрок набрал 10,5 очков из 15. В период 1928-1933 гг. он выиграл первенство мира среди любителей, разделил 5-7 места на престижнейшем турнире в Карлсбаде (12 из 21), съездил в Индонезию с лекциями и сеансами, выиграл турнир в Гастингсе и занял второе место в Берне. Также в 1932 году голландец сыграл матч из 16 партий против Саломона Флора и добился ничьей. После этого он стал всерьез рассматриваться как претендент на чемпионство.

На пути к шахматной короне

Неожиданно для многих, после очередной победы на национальном первенстве 1933 года, игрок объявил о завершении карьеры и начал заниматься научной работой. Но вскоре он вернулся, так как в Нидерландах был образован Комитет по проведению матча за мировую корону, на который пригласили Алехина. Матч решили провести осенью 1935 года в Нидерландах. Перед этим Эйве довольно успешно выступил в Цюрихе (2-3-е место) и Гастингсе (1-3 места), а также неудачно сыграл в Ленинграде (6-е место).

Матч за чемпионство стартовал 3о ктября 1935 года. Несмотря на то, что Алехин после седьмой партии успел вырваться вперед 3:1, в середине встречи Эйве удалось выровнять ситуацию. В последней трети ему удалось победить в 20, 21, 25, 26 партиях и противнику уже не удалось отыграться. В итоге победа голландца 15,5:14,5.

Учтивый Александр Алехин (справа) поздравляет Макса Эйве увенчанного лавровым венком с завоеванием шахматной короны

Бытует мнение, что поражение Алехина вызвано его сильным пристрастием к алкоголю, а в 21 партии он и вовсе якобы был пьяным. На некоторые партии он ходил с сиамским котом, якобы помогавшим ему играть. Другие считают, что причина проигрыша кроется в другом—он просто недооценил Эйве и поплатился за это.

Потеря титула

В 1937 году состоялся марш-реванш, перед которым Эйве участвовал в нескольких турнирах, не принесших ему особых почестей. Успехи были лишь на четвертных турнирах в Амстердаме и Бад-Наугейме, где ему удавалось опередить Алехина. Во многом это объяснялось активной преподавательской деятельностью, которая отнимала немало сил.

Накануне поединка прошел очередной конгресс ФИДЕ, на котором Эйве выступил с предложением передать титул сильнейшего шахматиста международной федерации, но понимания со стороны участников форума он тогда не нашел.

Несмотря на кажущуюся потерю формы, Алехин был как никогда мотивирован, ведь ему хотелось всем доказать случайность своего провала. Условия новой встречи были аналогичными предыдущим— 30 партий с контролем времени 2,5 часа на 40 ходов. После первых партий Эйве вел 3:2 и был преисполнен оптимизма. Но в шестой партии соперник пожертвовал фигуру и на 23 ходу заставил голландца признать поражение. Затем последовали 7, 8, 10 партии, где Макс вновь уступил. Несмотря на равенство игры в середине матча, он уже был морально сломлен, что и подтвердили 19 и 20 проигранные партии. В результате поражение 9,5:15,5. «Напряжение борьбы стало для меня невыносимым», — прокомментирует свое поражение Эйве.

После чемпионства

В годы войны, родная страна Эйве была оккупирована немецким войсками, однако великий шахматист не пошел на сотрудничество с фашистским режимом и выступал только в местных соревнованиях. Параллельно с этим он продолжал преподавать. После войны Макс увлекся компьютерными технологиями и даже устроился консультантом в одну из компаний.

В 1946 году неожиданно умер Алехин. В связи с этим было решено организовать матч-турнир с участием Эйве, Ботвинника, Кереса, Смыслова, Решевского и Файна (перед самым началом турнира, американец Ройбен Файн отказался от участия). В первой, голландской, части соревнования, состоявшегося в 1948 году, Макс уступил четырем соперникам и закономерно занял последнее место (первое место занял Михаил Ботвинник, который стал шестым чемпионом мира по шахматам). После этого, Эйве отошел от активной игры на высшем уровне, в основном выступая на первенствах Нидерландов и второстепенных турнирах.

Другая жизнь

В 50-60 годы он сосредотачивается на преподавательской деятельности, работая в Гаагском и Роттердамском университетах. Вместе с этим он руководил Голландским вычислительным центром и принимал участие в разработке компьютерных программ. В 1970 году Эйве без возражений избирается на пост руководителя международной шахматной федерации (ФИДЕ).

Будучи главой ФИДЕ, он внес большой вклад в популяризацию древней игры, объездив более сотни стран. При содействии голландца, рейтинг Эло превратился в официальный механизм квалификационной системы. Он участвовал в организации двух матчей за шахматную корону Спасский-Фишер (1972) и Карпов-Корчной (1978). Также Макс настоял, вопреки активным возражениям советской стороны, на проведении шахматной олимпиады в Израиле и оказал поддержку сбежавшему на Запад Корчному. Именно Эйве, предложил дать советскому игроку гражданство ФИДЕ.

Макс Эйве проявлял блестящие дипломатические качества, решая многочисленные споры и конфликты, сотрясавшие ФИДЕ. Но даже ему не удалось посадить за игровой стол Роберта Фишера в поединке против Анатолия Карпова. В этой ситуации он проявил завидную принципиальность и объявил советского шахматиста чемпионом мира, продемонстрировав верность букве закона.

Шахматные достижения

Макс Эйве—V чемпиона мира (1935-1937), 13-кратный чемпион Голландии. За свою карьеру сыграл свыше трех десятков матчей против сильнейших шахматистов своего времени—Г. Мароци 6:6, С. Флора 8:8, Х.Р. Капабланки 4:6, Е. Боголюбова 6,5:3,5 и многих других. В активный игровой период принимал участие во множестве турниров и имеет на своем счету ряд ярких побед—Гаага (1928), Будапешт (1940), Лондон (1946), Рейкьявик (1948), Хихон (1951). Эйве возглавлял национальную сборную на шести шахматных олимпиадах в период с 1927 по 1962 года. Неоднократно принимал участие в поединках против команд Бельгии, Чехословакии, Югославии, ФРГ.

Шахматный стиль

Макс Эйве прекрасно известен как рациональный игрок, нередко стремившийся организовать агрессивное наступление. Его отличал прагматичный универсализм, выражавшийся в мастерском умении переходить из дебюта в миттельшпиль и надежной игре в эндшпиле. Шахматист выделялся виртуозным тактическим мастерством и умением точно просчитать варианты ходов. Голландец по праву слыл блестящим знатоком дебютов, опыт реализации которых нашел выражение в фундаментальном труде «Теория шахматных дебютов». Среди авторских разработок маэстро значатся системы в защите Нимцовича и славянской защите.

Он одним из первых стал уделять первостепенное влияние качеству подготовки к длительным поединкам и использовал для этого широкий круг помощников. Неотъемлемой частью занятий стали физические упражнения и спорт.

Личная жизнь

В 1926 году шахматист женился на Каро Бергманн, которая стала надежной помощницей и опорой Эйве. Она всегда помогала и вдохновляла супруга, поспособствовав своей поддержкой завоеванию чемпионского титула. В течение восьми лет у пары родилось три дочери, так что глава семейства оказался в полном женском окружении. Несмотря на частые поездки, он не забывал заботиться о детях, которые очень уважали отца и стремились быть похожими на него.

Макс Эйве с женой в окружении внуков празднуют 40-летие супружеской жизни (3 августа 1966 года)

Интересные факты

Эйве был автором нескольких десятков книг по шахматной теории, игровым тактикам и стратегиям. Его знаменитый «Курс шахматных лекций» был переведен на множество языков, в том числе и русский.
Активно принимая участие в создании компьютерных программ, Макс не предполагал насколько это поможет в развитии древней игры, поэтому осторожно говорил, что «машина не может повредить шахматам».
В бытность президентом ФИДЕ, за мобильность и оперативность принятия решений, Эйве прозвали летучим голландцем.
Шахматист имел богатое литературное творчество. Его работы отличала доступная манера подачи материала и использование новаторских приемов. Так, в первой работе «Уроки шахматной игры» (1927), был представлен анализ основных позиций, что по тем временам было абсолютным новшеством.
После победы над Алехиным в 1935 году, на сцену выбежала супруга Эйве Каро Бергман и поприветствовала своего мужа с победой. В итоге Макс оказался первым мировым чемпионом, которого поздравили прямо рядом с шахматной доской. В этот день уже сам шахматист позволил себе редчайшую вольность, выпив залпом бокал виски.
http://chesswood.ru

© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site


Фрагмент фильма «Тринадцать чемпионов» (1993 год), о пятом шахматном короле Максе Эйве.

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top