Четверна́я дуэ́ль (фр. une partie carrée) — поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.
Наибольшую известность получила четверная дуэль из-за балерины Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге. Противники: Завадовский — Шереметев; секунданты: Грибоедов — Якубович.
Авдо́тья (Евдоки́я) Ильи́нична Исто́мина (1799—1848) — легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета.
Авдотья Истомина родилась 6 (17) января 1799 года в Санкт-Петербурге. В 1816 году окончила Петербургское театральное училище и дебютировала на сцене петербургского Большого театра, вскоре заняв положение ведущей танцовщицы балетной труппы.
Два года Истомина была возлюбленной кавалергардского штабс-ротмистра Василия Васильевича Шереметева. Случилась ссора, и Истомина съехала к своей подруге. 17 ноября губернский секретарь Коллегии иностранных дел и начинающий литератор А. С. Грибоедов, друживший с Шереметевым, повёз балерину «на чай» к другому своему приятелю, камер-юнкеру графу А. П. Завадовскому, с которым делил квартиру в столице. Балерина задержалась там на два дня.
Шереметев был в отъезде, но когда вернулся, то, подстрекаемый А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться. Условия самые жестокие: стреляться с шести шагов.
Первым стрелял Шереметев. Пуля пролетела так близко, что оторвала воротничок сюртука Завадовского. Потрясённый близостью смерти, Завадовский разъярился, вызвал противника к барьеру, выстрелил и попал ему в живот. Шереметев несколько раз подпрыгнул на месте, потом упал и стал кататься по снегу. Тогда присутствовавший на дуэли Каверин подошёл к раненому и сказал ему: «Что, Вася, репка?» (иронически в смысле: «Что? не понравилась закуска?»). Якубович, специалист по дуэлям, вытащив пулю, протянул её Грибоедову со словами: «Это — для тебя». Из-за трагического исхода схватки первой пары вторая дуэль была отложена. Спустя сутки Шереметев умер.
Вторая дуэль состоялась лишь осенью 1818 года. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.
Грибоедов понимал, что вольно или невольно, но именно он спровоцировал предыдущий трагический поединок, закончившийся смертью Шереметева, и теперь боялся стать причиной ещё одной смерти. Поэтому Грибоедов пытался вразумить Якубовича, но поскольку тот был решительно настроен на дуэль, Грибоедов был готов идти до конца.
Сначала хотели стреляться на квартире Якубовича, но затем секундант Якубовича Муравьёв нашел местечко у Татарской могилы за селением Куки, где был овраг. Секундантом Грибоедова был его сослуживец, дипломат Амбургер. Назначили барьеры. Противники продвинулись навстречу друг другу и около минуты выжидали. Наконец, Якубович выстрелил. Пуля попала Грибоедову в кисть левой руки. Грибоедов приподнял окровавленную руку и навёл пистолет на Якубовича. Муравьёв, секундант Якубовича, настроенный им против Грибоедова, пишет, что Якубович не хотел убивать и метил в ногу, и Грибоедов, заметив это, выстрелил в ответ, не придвинувшись к барьеру (то есть к противнику), хотя имел на это право.
Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.
По одной из версий, «четверная дуэль» стала поворотным событием в судьбе Грибоедова, отразившимся на общей системе жизненных (гражданских, духовных) ориентиров классика и на всех сторонах его творческого (лирического, эпического, драматургического) наследия.
(по материалам Википедии)
© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site
Наибольшую известность получила четверная дуэль из-за балерины Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге. Противники: Завадовский — Шереметев; секунданты: Грибоедов — Якубович.
Авдо́тья (Евдоки́я) Ильи́нична Исто́мина (1799—1848) — легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета.
Авдотья Истомина родилась 6 (17) января 1799 года в Санкт-Петербурге. В 1816 году окончила Петербургское театральное училище и дебютировала на сцене петербургского Большого театра, вскоре заняв положение ведущей танцовщицы балетной труппы.
Два года Истомина была возлюбленной кавалергардского штабс-ротмистра Василия Васильевича Шереметева. Случилась ссора, и Истомина съехала к своей подруге. 17 ноября губернский секретарь Коллегии иностранных дел и начинающий литератор А. С. Грибоедов, друживший с Шереметевым, повёз балерину «на чай» к другому своему приятелю, камер-юнкеру графу А. П. Завадовскому, с которым делил квартиру в столице. Балерина задержалась там на два дня.
Шереметев был в отъезде, но когда вернулся, то, подстрекаемый А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться. Условия самые жестокие: стреляться с шести шагов.
Первым стрелял Шереметев. Пуля пролетела так близко, что оторвала воротничок сюртука Завадовского. Потрясённый близостью смерти, Завадовский разъярился, вызвал противника к барьеру, выстрелил и попал ему в живот. Шереметев несколько раз подпрыгнул на месте, потом упал и стал кататься по снегу. Тогда присутствовавший на дуэли Каверин подошёл к раненому и сказал ему: «Что, Вася, репка?» (иронически в смысле: «Что? не понравилась закуска?»). Якубович, специалист по дуэлям, вытащив пулю, протянул её Грибоедову со словами: «Это — для тебя». Из-за трагического исхода схватки первой пары вторая дуэль была отложена. Спустя сутки Шереметев умер.
Вторая дуэль состоялась лишь осенью 1818 года. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.
Грибоедов понимал, что вольно или невольно, но именно он спровоцировал предыдущий трагический поединок, закончившийся смертью Шереметева, и теперь боялся стать причиной ещё одной смерти. Поэтому Грибоедов пытался вразумить Якубовича, но поскольку тот был решительно настроен на дуэль, Грибоедов был готов идти до конца.
Сначала хотели стреляться на квартире Якубовича, но затем секундант Якубовича Муравьёв нашел местечко у Татарской могилы за селением Куки, где был овраг. Секундантом Грибоедова был его сослуживец, дипломат Амбургер. Назначили барьеры. Противники продвинулись навстречу друг другу и около минуты выжидали. Наконец, Якубович выстрелил. Пуля попала Грибоедову в кисть левой руки. Грибоедов приподнял окровавленную руку и навёл пистолет на Якубовича. Муравьёв, секундант Якубовича, настроенный им против Грибоедова, пишет, что Якубович не хотел убивать и метил в ногу, и Грибоедов, заметив это, выстрелил в ответ, не придвинувшись к барьеру (то есть к противнику), хотя имел на это право.
Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.
По одной из версий, «четверная дуэль» стала поворотным событием в судьбе Грибоедова, отразившимся на общей системе жизненных (гражданских, духовных) ориентиров классика и на всех сторонах его творческого (лирического, эпического, драматургического) наследия.
(по материалам Википедии)
© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site