Жак Оффенбах/Jacques OFFENBACH/(1819, Кельн - 5.10.1880, Париж), французский композитор, которого считают подлинным создателем оперетты как полноценного музыкально√драматического жанра.
Его отец Исаак был кантором местной синагоги и сменил фамилию ЭБЕРШТ на ОФФЕНБАХ еще до рождения младшего сына, которого назвал Якобом. Сменил потому, что все привыкли называть его оффенбахцем по названию маленького городка, из которого он прибыл в Кельн. В 6 лет мальчик взял в руки скрипку, в 8 сочинил первую пьесу. Его музыкальный талант проявлялся так ярко, что отец решил везти сыновей в Париж. Юлиуса здесь стали звать Жюлем, Якоба - Жаком, но в консерватории, узнав, что они из Кельна, в приеме отказали, так как устав не позволял принимать иностранцев. По знаку отца Жак взял виолончель и заиграл, после чего директор консерватории - прославленный композитор Луиджи КЕРУБИНИ - забыл обо всех запретах и взял подростка и его брата учиться, хотя несколькими годами ранее по той же причине отказал Ференцу ЛИСТУ. Старший брат успешно окончил консерваторию, а Жак бросил ее спустя год. Он подрабатывал игрой на виолончели в оркестрах, пытался сочинять и за несколько лет стал желанным гостем в музыкальных салонах. Даже совершил концертное турне по Англии, где выступал перед королевским двором. Заработанные в поездке деньги пошли на свадьбу с дочерью испанского генерала.
Знакомство с композитором Флоримоном ЭРВЕ, открывшим первый театрик оперетты, в котором ставились одноактные буффонады с минимальным числом исполнителей, обратило внимание Оффенбаха на возможности нового жанра. Подходящим случаем для его планов стало открытие в Париже Всемирной выставки во Дворце индустрии на Елисейских Полях. Сняв неподалеку крошечное деревянное здание, он за три недели переоборудовал помещение, набрал артистов, музыкантов, авторов, сочинил музыку и 5 июля 1855 года, считающегося днем рождения оперетты, открыл свой театр "Буфф√Паризьен". Он вмещал до 300 зрителей, публика из√за малости сравнивала его с газетным киоском, конфетной коробкой, даже мусорным ящиком, но успех был несомненным. И это несмотря на то, что за неделю до премьеры сбежал некий стихотворец, которому было поручено сочинение текстов. Оффенбах привлек к работе 21√летнего Людовика ГАЛЕВИ, племянника своего давнего знакомого. Их союз оказался необыкновенно плодотворным и длился почти четверть века.
Наплыв зрителей был таков, что к концу года театр перебрался из своей будки в новое здание с благоустроенным зрительным залом, фойе, коврами на лестницах. Добившись снятия всех ограничений, Оффенбах ставит в 1858 году оперетту "Орфей в аду", в которой античный миф превратился не просто в пародию на оперу Кристофа ГЛЮКА "Орфей и Эвридика", а стал гротескной сатирой на современное общество. Когда зритель разобрался в этих нюансах, то повалил на "Орфея". С этого спектакля пошла и слава канкана - танца, рожденного на парижских окраинах. Любопытно, что его, названного композитором "Инфернальным галопом", в спектакле исполняют боги, населяющие Олимп. С "Орфеем" к композитору пришла слава, его музыка завоевала весь мир. Уже через год "Орфей в аду" был представлен французской труппой в Михайловском театре Петербурга, а с 1865 года, когда на сцене Александринского театра была поставлена русская версия оперетты, это жанр живет и на русской сцене.
У Оффенбаха были достойные продолжатели - Иоганн ШТРАУС, Франц ЛЕГАР, Имре КАЛЬМАН, но со временем оперетта утратила свою злободневность и превратилась в жанр, все чаще и чаще подвергающийся критике.
(Этот день в истории)
© Валерий РУБИН "Canadian News Service" CNS Non-Profit site. Некоммерческое сообщество журналистов
Его отец Исаак был кантором местной синагоги и сменил фамилию ЭБЕРШТ на ОФФЕНБАХ еще до рождения младшего сына, которого назвал Якобом. Сменил потому, что все привыкли называть его оффенбахцем по названию маленького городка, из которого он прибыл в Кельн. В 6 лет мальчик взял в руки скрипку, в 8 сочинил первую пьесу. Его музыкальный талант проявлялся так ярко, что отец решил везти сыновей в Париж. Юлиуса здесь стали звать Жюлем, Якоба - Жаком, но в консерватории, узнав, что они из Кельна, в приеме отказали, так как устав не позволял принимать иностранцев. По знаку отца Жак взял виолончель и заиграл, после чего директор консерватории - прославленный композитор Луиджи КЕРУБИНИ - забыл обо всех запретах и взял подростка и его брата учиться, хотя несколькими годами ранее по той же причине отказал Ференцу ЛИСТУ. Старший брат успешно окончил консерваторию, а Жак бросил ее спустя год. Он подрабатывал игрой на виолончели в оркестрах, пытался сочинять и за несколько лет стал желанным гостем в музыкальных салонах. Даже совершил концертное турне по Англии, где выступал перед королевским двором. Заработанные в поездке деньги пошли на свадьбу с дочерью испанского генерала.
Знакомство с композитором Флоримоном ЭРВЕ, открывшим первый театрик оперетты, в котором ставились одноактные буффонады с минимальным числом исполнителей, обратило внимание Оффенбаха на возможности нового жанра. Подходящим случаем для его планов стало открытие в Париже Всемирной выставки во Дворце индустрии на Елисейских Полях. Сняв неподалеку крошечное деревянное здание, он за три недели переоборудовал помещение, набрал артистов, музыкантов, авторов, сочинил музыку и 5 июля 1855 года, считающегося днем рождения оперетты, открыл свой театр "Буфф√Паризьен". Он вмещал до 300 зрителей, публика из√за малости сравнивала его с газетным киоском, конфетной коробкой, даже мусорным ящиком, но успех был несомненным. И это несмотря на то, что за неделю до премьеры сбежал некий стихотворец, которому было поручено сочинение текстов. Оффенбах привлек к работе 21√летнего Людовика ГАЛЕВИ, племянника своего давнего знакомого. Их союз оказался необыкновенно плодотворным и длился почти четверть века.
Наплыв зрителей был таков, что к концу года театр перебрался из своей будки в новое здание с благоустроенным зрительным залом, фойе, коврами на лестницах. Добившись снятия всех ограничений, Оффенбах ставит в 1858 году оперетту "Орфей в аду", в которой античный миф превратился не просто в пародию на оперу Кристофа ГЛЮКА "Орфей и Эвридика", а стал гротескной сатирой на современное общество. Когда зритель разобрался в этих нюансах, то повалил на "Орфея". С этого спектакля пошла и слава канкана - танца, рожденного на парижских окраинах. Любопытно, что его, названного композитором "Инфернальным галопом", в спектакле исполняют боги, населяющие Олимп. С "Орфеем" к композитору пришла слава, его музыка завоевала весь мир. Уже через год "Орфей в аду" был представлен французской труппой в Михайловском театре Петербурга, а с 1865 года, когда на сцене Александринского театра была поставлена русская версия оперетты, это жанр живет и на русской сцене.
У Оффенбаха были достойные продолжатели - Иоганн ШТРАУС, Франц ЛЕГАР, Имре КАЛЬМАН, но со временем оперетта утратила свою злободневность и превратилась в жанр, все чаще и чаще подвергающийся критике.
(Этот день в истории)
© Валерий РУБИН "Canadian News Service" CNS Non-Profit site. Некоммерческое сообщество журналистов