Он родился в шведско-финской семье, родовые корни которой восходили к голландским предкам, перебравшимся в XVII веке в Швецию. Ранние детские годы были безоблачными, но в 13 лет его отец, просадив приданое жены, бросил семью и бежал с любовницей в Париж. Мать, на руках которой осталось семеро детей, пережить этого не смогла и на следующий год умерла. "Наше детство, - писал Маннергейм, - было жестоким временем. Нужда и забота сопровождали нашу жизнь". Непоседа, он постоянно набивал себе шишки, раз получив сильное сотрясение мозга. С детства прекрасно владел шведским и французским языками, а вот с финским и позже русским, когда довелось получать образование, на первых порах были проблемы. Из шведского лицея его отчислили за буйный характер и выбитые стекла, а из финского кадетского корпуса - за самовольную отлучку. Из-за этого проступка ему была закрыта дорога в Морской корпус в Петербурге, когда Маннергейм решил связать свои планы с Россией, но ничто не могло ему помешать стать юнкером Николаевского кавалерийского училища, выпускники которого попадали в гвардию.
30 лет Маннергейм верой и правдой служил царям и России. 17 из них были связаны с Петербургом. Здесь гвардеец-кавалергард женился на генеральской дочери. Она подарила ему двух дочерей, но их сын умер при родах. В русско-японскую войну, на которую пошел добровольцем, за беспримерную личную храбрость в боях у Мукдена он стал полковником. Три года как офицер Генштаба он провел в седле, возглавляя военно-стратегическую экспедицию вдоль российско-китайской границы. Проехал 14 тысяч километров, нанес на карту более 3 000 объектов. В Первую мировую войну одним из первых генералов был награжден Георгиевским оружием, удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени. В итоге он стал кавалером всех русских боевых орденов с мечами и бантами. Его дар военачальника потребовался родине, когда в 1917 году Финляндия получила независимость от России. Особенно в советско-финляндскую войну (1939-40), после которой в СССР его стали называть злейшим врагом, кровавым палачом и царским сатрапом.
Разгоравшаяся Вторая мировая война никому не позволяла остаться в стороне. Малым странам тем более. Маннергейм в поисках союзников обращался к английскому премьеру Уинстону ЧЕРЧИЛЛЮ, шведскому королю, написал большое личное письмо Иосифу СТАЛИНУ (так и остающееся до сих пор в тайных архивах), но ни от кого не дождался ответа. Только тогда финны пошли на союз с Германией. Но они единственные из союзников Гитлера не выдали нацистам евреев - ни своих, ни беженцев. Когда же после нападения Германии на Советский Союз через 3 дня в войну против него вступила и Финлнядия, ее войска дошли только до старой советско-финской границы. Маннергейм отдал приказ, запрещавший авиации приближаться к Ленинграду, артиллерии вести огонь по городу и отверг требование Адольфа ГИТЛЕРА пропустить германский войска, чтобы ударить по заблокированному городу с севера. Точно так же, как отказался от операции перерезать железную дорогу на Мурманск. Это позволило советскому командованию держать против финнов только одну армию, о которой шутили: сейчас в мире не воюют только три армии - шведская, турецкая и 23-я советская. Действия маршала более походили на саботаж, а не на союзническую помощь. Но с его мнением приходилось считаться даже Адольфу ГИТЛЕРУ.
Когда в Тегеране Сталин, Франклин Делано РУЗВЕЛЬТ и Черчилль обсуждали будущие планы, советский руковолитель заявил, что финны - это народ, который героически сражался за свою независимость и потому заслуживает особого подхода. Страна не была оккупирована советскими войсками, а финны сами выдворили гитлеровцев из страны. В 1948 году между СССР и Финляндией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Как показывают документы, основы такого добрососедства были заложены Карлом Маннергеймом. Посетив в 2001 году Финляндию, президент России Владимир ПУТИН возложил венок на его могилу.
(Этот день в истории)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции © Валерий РУБИН
"Canadian News Service" CNS
Non-Profit site.
Некоммерческое сообщество журналистов