21 августа 1911 года около 7 утра кто-то украл «Мону Лизу» из Салона Карре в Лувре, где она висела, защищенная только стеклом. (Literary History)Французы, естественно, были в отчаянии. «Какой дерзкий преступник, какой мистификатор, какой маньяк-коллекционер, какой безумный любовник совершил это похищение?» — причитал один писатель. И действительно, если смотреть с этой точки зрения, вором мог быть только... поэт.
Как и следовало ожидать (вроде бы), 7 сентября французская полиция арестовала и заключила в тюрьму 31-летнего поэта и писателя Гийома Аполлинера, чье «таинственное прошлое» (он родился в Риме, его мать была полькой и литовкой) и «радикальные взгляды» (кубизм) заставили их подозревать его в организации ограбления. Или, возможно, это был тот факт, что за несколько дней до ареста он пытался «анонимно вернуть» два старинных иберийских бюста, которые ранее были украдены из Лувра его сообщником, бельгийцем Оноре Жозефом Жери-Пьере. (Один из них, кстати, будет использован Пабло Пикассо в качестве основы для центральных фигур в «Авиньонских девицах»). Когда они начали чувствовать дыхание полиции, Пикассо и Аполлинер подумывали выбросить их в Сену, но Аполлинер вместо этого вернул их в музей, что привело к его аресту.
Так или иначе, Аполлинера освободили всего через шесть дней из-за отсутствия доказательств, касающихся кражи Моны Лизы. (Разумеется, как и любой заключенный поэт, он написал об этом стихотворение.)
Настоящий вор — бывший сотрудник Лувра Винченцо Перуджа — был пойман два года спустя, когда он небрежно попытался сбыть свою добычу флорентийскому торговцу произведениями искусства. Упс!
"Canadian News Service" CNS.
Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН