С 17-го века женщины-дайверы Хэнё собирают морепродукты недалеко от острова Чеджу в Южной Корее — и по сей день они не используют современное снаряжение для подводного плавания.
Дайвер из Хэнё демонстрирует осьминогов, пойманных у побережья острова Чеджу в Южной Корее. Стоковое фото Imago/Alamy
На крупнейшем острове Южной Кореи, Чеджу, существует община женщин, известная как Хэнё. Хэнё — это дайверы, которые специализируются на сборе морепродуктов, таких как моллюски, водоросли и осьминоги. Некоторые хэнё могут нырять на глубину до 30 футов, не используя кислородные маски или любое другое современное акваланговое снаряжение. Они собирают морепродукты до семи часов в день, 90 дней в году, так это делалось на протяжении веков.
Большинству работающих сегодня хэнё от 65 до 75 лет, а некоторым и 90 лет, они являются живыми представителями полуматриархальной социальной структуры острова. Но так было не всегда.
Когда Хэнё впервые появились в 17 веке, община первоначально включала в себя как мужчин, так и женщин. Но вскоре женщины Чеджу поняли, сколько мужчин-дайверов призывают в армию, ищут работу в других местах или просто теряют свои жизни в море. Полные решимости прокормить свои семьи, женщины Чеджу смело взялись за дело.
Однако, несмотря на такую богатую историю, в наше время численность хэнё стремительно сокращается. На фоне подъема индустриализации в Корее в 1960-х годах многие женщины на острове Чеджу обратились к менее напряженным отраслям, чем морской дайвинг. Поскольку численность Хэнё продолжает сокращаться и сегодня, возможно, как никогда важно вести хронику их прошлого.
Хэнё, или «морские женщины», впервые упоминаются в исторических записях в 17 веке в монографии, где они упоминаются как «джамнё», или «ныряющие женщины». Примерно в то время и мужчины, и женщины были дайверами, но вскоре правительственные решения начали вытеснять мужчин из профессии.
Как пишет Лучано Кандиани для Sidetracked, «морское ушко — самый благородный из моллюсков — было конфисковано королевским правительством по налоговым причинам. Возмущенные неправомерными обвинениями, мужчины-дайверы, известные как поджаки, начали тысячами покидать Чеджу, часто в поисках работы в далеких странах».
Как объясняет далее Кандисани, многие мужчины также были призваны в армию примерно в это время, а это означает, что женщины Чеджу в основном остались на произвол судьбы. К счастью, многие из них уже умели нырять и собирать моллюсков, и продолжали это делать. Со временем процесс эволюционировал, включив в себя новые традиции, специфические инструменты и уникальные техники дайвинга.
По словам Хосе Жеуланда из Oceanographic, поскольку многие женщины теперь выполняют роль кормильца в своих семьях, молодых девушек начали обучать тому, как стать Хэнё. Они начинали свои тренировки в 10 лет, иногда даже раньше, во время которых учились нырять на глубину более 30 футов, задерживая дыхание на две, иногда даже на три минуты.
Естественно, в 17 веке у них не было преимуществ современного снаряжения для дайвинга, которые могли бы им помочь. Но даже когда появились новые технологии дайвинга, такие как кислородные маски, хэнё не использовали их. Хотя современные снасти помогли бы им собрать больше морепродуктов, они были обеспокоены тем, что это приведет к исчезновению некоторых моллюсков и водорослей в море. Те немногие предметы нового снаряжения, которые они использовали, были ограничены гидрокостюмами, ластами, очками и утяжеленными жилетами, которые помогали им нырять еще глубже.
Стоит отметить, что развитие культуры Хэнё является аномалией. Исторически сложилось так, что в большинстве культур мира женщины редко пользуются большим уважением в обществе (за исключением королевской семьи, конечно). Еще более примечательно то, что культура Хэнё возникла в особенно угнетающее время для корейских женщин, когда их отговаривали от публичных выступлений и просили прятать свои лица за вуалью, когда они это делали.
Хэнё резко контрастировал с этим, создав гордое наследие на острове Чеджудо. Но хорошо это или плохо, но культура Хэнё исчезает.
Стремительные изменения в Корее в 20 веке
Когда японцы взяли под свой контроль Корею в начале 20-го века, они позволили племени хэнё получать прибыль от выловленных морепродуктов, но это вряд ли означало, что положение жителей острова Чеджу улучшилось. Япония внесла серьезные изменения в Корею, заставив страну пройти процесс «японизации». Какое-то время многим корейцам было запрещено использовать корейские имена или даже говорить на корейском языке.
В то же время Япония внедрила в Корее новые формы общественной инфраструктуры, заказав строительство многочисленных железных дорог, портов и автомобильных дорог. Хотя очевидно, что японские власти не имели добрых намерений, когда добавляли эти новые структуры, особенно с учетом того, что рабочие были вынуждены трудиться в ужасающе плохих условиях, преобразование Кореи заложило основу для будущего экономического роста страны.
К началу Второй мировой войны сильные антияпонские настроения, нараставшие в Корее, достигли точки кипения, в том числе и на острове Чеджудо. Вспыхивали многочисленные восстания, но они были подавлены, часто насильственно. Эта нестабильная ситуация подготовила почву для Корейской войны, которая бушевала с 1950 по 1953 год.
Однако за два года до начала Корейской войны произошел еще один крупный инцидент — на острове Чеджудо. Известное как восстание Чеджудо, оно включало в себя восстание, организованное Трудовой партией Южной Кореи, во время которого люди на Чеджу взяли в руки оружие против полиции и членов Северо-западной молодежной лиги, дислоцированных на Чеджу, чтобы подавить протесты.
В конце концов, на острове Чеджу было убито до 30 000 человек, в то время как около 40 000 человек бежали, как ни странно, в Японию. Почти 40 000 домов были разрушены, а большинство деревень сожжено.
Было ясно, что остров должен быть перестроен, по сути, с нуля. К сожалению, это также имело серьезные последствия для хэнё.
В годы беспорядков после Второй мировой войны Корея превратилась в расколотую страну. По мере того, как остров Чеджу прочно разделялся на Северную Корею и Южную Корею, он снова изо всех сил пытался восстановиться и приспособиться к изменениям. Годы войн и восстаний привели к гибели многих людей, и снова большое количество молодых людей покинули свои дома на острове. Это проложило путь к последнему пиковому периоду Хэнё.
Строительство новых заводов на острове Чеджу было не таким простым, как на материке, поэтому правительству Южной Кореи нужно было найти другой способ стимулировать экономику на острове. Дайверы из Хэнё были более чем довольны тем, что продолжали добывать морепродукты, такие как ежи, ламинария и кальмары, чтобы зарабатывать на жизнь и содержать свои семьи, как они всегда делали, но не все верили, что это принесет необходимые экономические результаты.
В конце концов, чиновники решили сосредоточиться на выращивании мандаринов по всему острову. Массовое выращивание ароматных плодов вскоре сделало остров Чеджу популярным туристическим направлением, а также обеспечило жителей Чеджу работой — работой, которая была заметно менее опасной, чем погружение в море. Таким образом, численность хэнё вскоре начала сокращаться.
В середине 1960-х годов на пике Хэнё работало около 23 000 дайверов. К 1970 году их было 14 143 — и с тех пор это число продолжало уменьшаться. Сегодня на острове Чеджу осталось всего несколько тысяч дайверов из Хэнё, возможно, от 3000 до 4000 человек.
Как сообщает Sidetracked, немногие молодые женщины в Чеджу заинтересованы в том, чтобы идти по стопам старшей Хэнё, многие из которых выдержали десятилетия трудной и опасной работы. Активные Хэнё понимают, почему так мало новых волонтеров. «Я вышел в море очень молодым, — сказал один из них, — и очень страдал. Несмотря на то, что у меня было много дочерей, я никогда не говорила им, чтобы они стали Хэнё. Я решил покончить со всем этим на себе. Хэнё ближе, чем сестры. Но я не хочу завещать эту работу своим дочерям».
Но даже несмотря на то, что сегодня осталось не так много Хэнё, те, кто остался, как никогда преданы своей работе. Как сказал один дайвер: «Я прожил всю свою жизнь в море. Это мой дом, мое наследие, моя семья...»
Автор Остин Харви
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН