Вам нужно внушить им страх. Мир — компьютерная игра, в которой нужно сражаться с противником и побеждать. Почему в Америке так много детей, стреляющих в своих сверстников? Разве это не часть более общей для США проблемы: почему там стреляют каждый день в школах, ночных клубах, супермаркетах, просто на улицах? Почему? Вопрос, конечно, интересный. Массовый психоз от переизбытка свободы и денег? Несомненно. В процветающей и, по меркам многих, самой демократической стране мира живут люди не от мира сего? Почему нет? В Калифорнии, штат, который можно смело назвать мотором экономики США, масса выброшенных из жизни, неухоженных, неустроенных, шатающихся по улицам нищих, оборванцев, «лишних» людей, не нашедших себя и места своим способностям на рынке труда и услуг, потерявших связь с реальностью. А в школах? Кто такие школьные стрелки? Подростки, испытывающие сильнейший дискомфорт от недооценки сверстниками их чувств, переживаний, наяву пребывающие в бреду величия от «стрелялок», от просмотра сериалов и фильмов с чрезмерной дозой насилия, жестокости. Для них жизнь что компьютерная игра, где они боги, сверхчеловеки, которым все дозволено. С другой стороны, крайняя неуверенность в себе, чувство неполноценности, от которого хочется избавиться.
Шизофреники, параноики… Окружающие их не понимают, чувства притуплены, контакты и общение затруднены. Одиночество во Вселенной. И если под рукой оказалось оружие… Под маской тихого, славного паренька, растущего в обычной, на первый взгляд благополучной американской семье вдруг обнаруживается, просыпается кровожадный серийный убийца. Обманчивое впечатление, мираж американской мечты, стоящий жизни несчастным, ненароком вставшим на их пути. Если не можешь вписаться в рыночную экономику, выстроенную взрослыми, решение устраниться, уйти из реальности в мир фантазий и жизни придуманной выглядит вполне естественно. Было бы, однако, некорректно всех психопатов сводить к единому знаменателю. О Джоне Нэше, гениальном математике, нобелевском лауреате, профессоре, говорят, что он всерьез верил в свою исключительность и установил связь с космосом… Он не стал «школьным стрелком», предпочтя трон императора в Антарктиде.
Ладно, подросток — «школьный стрелок». А Шерлок Холмс психопат? Что ж… Если он «тащится» от преступлений, — возможно, да. Если ему скучно без убийств, без заказов на расследование странных смертей, — возможно, да. Если к тому же по ночам ужасно пилит на скрипке, потому что ему скучно, — определенно, да, психопат. Не исключено, что однажды инспектор Лестрейд арестует Холмса по подозрению в убийстве первой степени, совершенном в состоянии уныния. Вся разница Холмса с его антиподом, профессором Мориарти, в том, что он якобы находится на стороне так называемого добра. Как мы знаем, Добро — понятие относительное. Мы же не станем утверждать, что Мориарти квинтэссенция Зла, а Холмс — его противоположность, не так ли? Оба пользуются одними и теми же методами, добиваются власти над умами соотечественников и влияния в обществе. Однако признаем, стрелка морального компаса Холмса указывает на «Добро», во всяком случае, в тех произведениях, в которых мы с ним познакомились, обобщать и обольщаться не стоит.
Но что нам говорит история и медицинская наука об успешной реабилитации психопатов в специализированных учреждениях? Лично я об этом не слышал, разве что в сериале, где больной на всю голову комиссар полиции, на счету которого тринадцать убийств при отягощающих обстоятельствах, возвращается на службу, поскольку никого не убивал уже больше трех месяцев. В этом все дело: он не убивал больше трех месяцев. Просто паинька. Реабилитирован.
"Канадская служба новостей" CNS. Некоммерческий сайт.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН