Знакомая жалоба. Телефоны, приложения и селфи отвлекают нас и мешают думать. (Monocle)Вместо того, чтобы размышлять, проще смотреть Netflix или покупать что-то онлайн. Социальные сети заменили чтение и размышления. Мы заняты, жадны и измотаны. Это проклятие современной эпохи — или, по крайней мере, так нам говорят.
Но думать всегда было нелегко. Даже в древних Афинах власти относились к этому с предубеждением. Сократа обвиняли в развращении нравов молодёжи; один из его критиков, Мелет, назвал его «злодеем и любопытным человеком, который вникает в суть вещей… и выдаёт худшее за лучшее». Другими словами, он слишком много думал. Суд из 500 присяжных признал его виновным, приговорив к смертной казни через отравление цикутой. На суде бородатый и пузатый 71-летний мужчина защищался, утверждая, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы её прожить». Он говорил, что люди слишком много времени тратят на погоню за деньгами и статусом и слишком мало на философствования.
Погружение в мысли: мышление всегда было роскошью (даже для Сократа)
Его типичной аудиторией были в основном богатые афинские трастафари – молодые люди из обеспеченных семей. Платон, большой поклонник Сократа, в конце концов основал место для размышлений под названием Академия, представлявшее собой нечто среднее между университетом и монастырем. Тогда, как и сейчас, для учёбы требовалось свободное время, а значит, и деньги. Сбежать от повседневных забот ради философствования, как правило, легче, когда живёшь в достатке.
Академия закрылась через несколько столетий, но великие мыслители продолжали прилагать невероятные усилия, чтобы уйти от реальной жизни. В III веке святой Антоний, также происходивший из богатой семьи, удалился в египетскую пустыню на более чем 80 лет, чтобы как следует поразмыслить.
Правительства, общество и технологии давно уже сговорились затруднить размышления. Но и без этих внешних воздействий размышлять достаточно сложно. Мартин Лютер Кинг однажды сказал: «Ничто не причиняет некоторым людям большей боли, чем необходимость думать». Философ Ханна Арендт всячески поощряла людей делать это чаще. В своей книге 1963 года «Эйхман в Иерусалиме: Доклад о банальности зла » она утверждала, что если бы мы больше времени уделяли размышлениям, мы бы не подчинялись тирании так покорно, как бездумный нацист Адольф Эйхман.
Сегодня место и время для размышлений находят в основном счастливчики. Именно состоятельные люди ограничивают использование телефонов и других технологических отвлекающих факторов своими детьми, предоставляя им больше времени для размышлений. Даже «технари», такие как генеральный директор Snapchat Эван Шпигель, внимательно следят за временем, которое их дети проводят у экранов. Не так давно газета The New York Times сообщила, что дети из бедных семей проводят в телефонах больше времени, чем дети из богатых. Хотя для некоторых вариантом может стать отпуск в пустыне, всем остальным приходится контролировать свои отвлекающие факторы и выкраивать время для размышлений в напряженные дни.
Итак, размышления всегда были роскошью, но они вполне доступны, если вы сознательно к ним стремитесь. Выключите телефон. Подумайте, подходит ли вам работа. Составьте бизнес-план. Решите проблему прямо сейчас. В качестве альтернативы, вы всегда можете запереться в келье, встроенной в церковную стену, до конца своих дней, как это сделал средневековый мистик-созерцатель Юлиан из Нориджа в конце XIV века.
Том Ходжкинсон
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site.
Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН
