ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

Погружение в мир слепых – одно из самых увлекательных открытий, которые мне подарила шахматная журналистика. (Ajedrez, 
EL PAÍS фото Даниэль Ортега)
Правила для них особенные, как я объяснил, например, в этом репортаже из Баку. Также рекомендую вам прочитать одно из моих самых незабываемых интервью 1988 года с Александром Суворовым, слепым, глухонемым. Сегодня у меня есть прекрасный повод рассказать вам немного больше об этом интересном мире: вчера чемпионом мира среди слепых и слабовидящих стал испанец Даниэль Пульветт. Его случай – исключительный даже для слепых.

Пока я пишу эти строки, Пульветт, венесуэльский уроженец, борется за очередную медаль на чемпионате мира в польском Жешуве, на этот раз в категории быстрых шахмат. Я разговаривал с ним по телефону вчера вечером. Его чувства, когда он осознал, что стал чемпионом мира, были ещё свежи в его памяти: «Я чуть не расплакался. Мама вернулась ко мне со всеми её стараниями с тех пор, как в 11 лет у меня начались проблемы со зрением. Я начал играть в шахматы в 12 лет. И мои родители делали всё возможное, чтобы я начал играть в шахматы с 14 или 15 лет. В 16 лет я получил звание международного мастера, что очень мотивировало моих родителей».

Пульветт, которому 24 сентября исполнится 34 года, также подчеркнул в нашей беседе, что эта золотая медаль почти наверняка означает, что он получит звание гроссмейстера (что сложнее, чем быть обладателем чёрного пояса по дзюдо). Но он сказал мне это скромно, не акцентируя внимания на том, что я узнал сегодня утром, проконсультировавшись с несколькими источниками: он будет единственным слепым человеком (его нарушение зрения составляет 90%) в истории, которому удалось достичь звания гроссмейстера (для чего требуется три блестящих результата на разных турнирах), будучи слепым. Сейчас есть только один, поляк Марчин Тазбир (вчерашний вице-чемпион мира), чьё зрение было значительно выше, когда он достиг этих результатов, как видно на этом видео с чемпионата Европы 2021 года (обратите внимание, как он контролирует оставшиеся секунды в конце), хотя сейчас у него гораздо более серьёзное ухудшение зрения.

Огромное значение, которое Пулветт придаёт шахматам в своей жизни, подтверждается такими словами: «Одним из лучших событий в моей жизни стали проблемы со зрением. Именно благодаря им я открыл для себя шахматы. Конечно, мне хотелось бы иметь полноценное зрение, но я не считаю это чем-то необходимым».

Очевидно, психологическая травма, которую он пережил в возрасте от 11 до 15 лет, когда его зрение начало ухудшаться, была глубокой: «Я жил в Венесуэле, где жизнь для таких, как я, была гораздо тяжелее, чем в Испании. В школе, когда я подходил к доске, мне ставили ноль, потому что я не видел написанного. Шахматы спасли меня от депрессии, когда я понял, что могу зарабатывать этим на жизнь».

Новый чемпион мира полностью согласен с тем, что много лет назад сказал мне великий слепой шахматист, серб Миленко Чабаркапа: «Мы, слепые, видим умом». Испанец венесуэлец подтверждает, что слепота усиливает и другие способности: «Она заставляет максимально концентрироваться, как в шахматах». И она значительно развивает память в аспектах, которые не нужны зрячему человеку: «Я знаю наизусть, сколько ступенек в каждом пролёте лестницы в моём доме. Или могу запомнить многие телефонные номера из своей адресной книги». Его тренер и партнёр по чемпионату мира Даниэль Ривера также отмечает его память в спортивном плане: «Она поразительна. Когда мы готовимся к партии с конкретным соперником, он завязывает себе глаза и пересматривает всё, что мы проанализировали, многое из чего утомительно и сложно. И он не только помнит все позиции и варианты, но и иногда предлагает новые идеи». В личном плане «он переполнен и излучает человеческое тепло», — подчёркивает Ривера.

Пульветт также совершенно ясно даёт понять, что шахматы очень полезны в его повседневной жизни, «24 часа в сутки». Например: «Шахматисты думают иначе. Мы всегда составляем план, даже в простых ситуациях. Допустим, мне нужно купить хлеба, зайти в банк, а затем в аптеку. За несколько секунд я решаю, что сначала пойду в банк, возьму деньги, зайду в аптеку и, наконец, куплю хлеб, чтобы он не остыл, когда я вернусь домой. Тому, кто не играет в шахматы, может потребоваться больше времени, чтобы разработать этот план». Пульветт живёт в Вильяльбе (Мадрид), где он проводит множество онлайн-курсов по шахматам: «Многие из моих учеников тоже слабовидящие, что меня очень мотивирует».

Я поговорил с двумя другими людьми, которые хорошо его знают, поскольку они сыграли важную роль в его интеграции в Испанскую организацию слепых (ONCE), где шахматный клуб играл важную роль с момента своего основания в середине прошлого века. «До появления паралимпийского движения в других видах спорта шахматы были единственным видом спорта для слепых», — подчёркивает Хесус Гарсия Кальехо, ныне находящийся на пенсии после многих лет работы техническим директором шахматного клуба ONCE.

И добавляет: «Когда ребёнок страдает от какой-либо инвалидности, какой бы она ни была, он хочет добиться общественного признания, пожалуй, даже больше, чем обычный ребёнок. В этом шахматы непревзойденны. Быть лучшим среди слепых никогда не будет таким же высоким званием, как звание Пулветта среди зрячих: он гроссмейстер по шахматам. Ни в одном другом виде спорта подобных случаев не существует».

Гарсия Кальехо подчёркивает социальный аспект: «Моим первым клубом в качестве игрока был ONCE в 1972 году. Я познакомился со слепыми товарищами по команде, которые признались мне, что воскресная игра была практически единственным их контактом со зрячими людьми за всю неделю. Шахматы изменили жизни тогда, и, в каком-то смысле, продолжают это делать и сейчас».

Ещё одной ключевой фигурой – и даже более опытной – в истории слепых шахмат в Испании является Антонио Касадо, многолетний президент вышеупомянутого клуба, обладатель множества международных медалей последних десятилетий, который сейчас рано вышел на пенсию, но продолжает активно участвовать в жизни. Он также знает многих незрячих, для которых шахматы стали очень полезными в жизни, начиная с него самого в детстве, когда его отец сделал ему шахматную доску с большими клетками из картона: «В 1964 году в школе в Аликанте мои одноклассники считали меня очень умным, потому что я играл в шахматы. На самом деле, у меня была возможность интенсивно тренироваться, в отличие от них. Но это придало мне уверенности в себе и позволило интегрироваться в эту школу, что оказало огромное положительное влияние на мою жизнь. Позже шахматы также оказали мне огромную помощь в профессиональной и личной жизни, возможно, неосознанно. И мой случай не исключение. То же самое произошло со многими молодыми учениками ONCE. Шахматы открыли нам двери в общество».

Когда я спрашиваю себя, в каких областях слепые люди добились наибольших успехов, я вижу, что, помимо шахмат, они преуспели в музыке (Рэй Чарльз, Стиви Уандер, Хосе Фелисиано, Хоакин Родриго, Андреа Бочелли и др.) и математике (Эйлер, Сондерсон, Морин и др.) . Любопытно, что шахматы, музыка и математика – это те виды деятельности, которые рождают больше всего вундеркиндов, поскольку их объединяет первостепенная важность абстрактного мышления, для которого зрение не является обязательным. Именно поэтому Пулветт чувствует себя очень счастливым, хотя видит он всего на 10%.
Информационный бюллетень Леончо Гарсии
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site. Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top