ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER


Привет, как дела? Информационный бюллетень
Ajedrez EL PAÍS

Фаустино Оро (слева) в Мадриде в прошлый понедельник во время шестого тура турнира «Легенды и вундеркинды», в котором он одержал победу над гроссмейстером Аланом Пишо. / РАУЛЬ МАРТИНЕС

Пишу вам из самолёта, летящего в Алматы, Казахстан, где я буду читать лекцию и проводить семинар на образовательной шахматной конференции. Но иногда меня посещают сомнения в том, действительно ли соревновательные шахматы (а не образовательные, чему есть неопровержимые доказательства) развивают интеллект, особенно в случаях одержимости. Вчера в Мадриде я стал свидетелем исторического подвига 11-летнего аргентинца Фаустино Оро, подробности которого я расскажу вам чуть позже. Но я также стал свидетелем того, как некоторые люди (самое мягкое слово, которое я могу подобрать) уже клевещут на него. Для меня это яркий пример худшего в современном обществе.

Помимо победы в турнире «Легенды и вундеркинды» за один тур до конца (в норме он финишировал бы девятым из десяти участников), Оро добился первого из трёх блестящих результатов (норм, на техническом жаргоне), необходимых для получения звания гроссмейстера (высшей нормы в шахматах). Только действующий чемпион мира, 19-летний индиец Доммараджу Гукеш, выполнил эту первую норму ещё моложе Оро. Поэтому часто употребляемое прилагательное «исторический» вполне оправдано для этого достижения.

В своем информационном бюллетене от 10 июля «Размышления об исключительном ребенке» я объяснил кое-что важное для понимания контекста, который я сейчас резюмирую: весьма вероятно, что никто в истории не играл в шахматы так же хорошо, как Фаусти (так его все называют) в 10 или 11 лет; но это не значит, что его талант превосходит талант Бобби Фишера, Гарри Каспарова или Джудит Полгар, если назвать лишь три примера, потому что он тренируется с использованием очень сложной технологии, которая позволяет ему прогрессировать гораздо быстрее.

Но даже с этим существенным нюансом мы говорим об исключительном случае. Во многих партиях Фаусти есть что-то магическое, плод огромного таланта, напряжённой работы (он начал играть во время пандемии, в 2020 году) и безудержного энтузиазма, который занимает большую часть его времени, хотя он учится в школе в Бадалоне (Барселона), где живёт, когда не путешествует. Фаусти комментирует шахматные партии в прямом эфире с поразительной свежестью и мастерством.

Поразительная особенность этого колоссального таланта — частота, с которой Оро возвращается и выигрывает проигрышные позиции. Я только что опубликовал последнюю из серии из четырёх статей, посвящённых анализу подобных партий (а до этого опубликовал другую, весьма впечатляющую). Когда это происходит снова и снова, почти невозможно объяснить это чистой удачей: объяснение кроется в том, что Фаусти , чей уровень стратегической глубины всё ещё имеет недостатки, присущие его 11 годам, никогда не сдаётся и, даже в цейтноте, использует скрытые ресурсы, которые не видят его оппоненты, что позволяет ему выигрывать позиции, которые многие другие безвозвратно потеряли бы.

Вчера я был в редакции EL PAÍS в Мадриде, погруженный в эти аналитические материалы, и наткнулся в интернете на видеозаписи испанских гроссмейстеров Алана Пишота и Пепе Куэнки, участников турнира «Leyendas y Prodigios». Они выразили своё возмущение обвинениями в том, что их золотая медаль была фактически подстроена. То есть, организаторы, игроки, сам Фаусти и его родители сговорились подтасовать партии и результаты.

Моё изумление было безмерным, перерастающим в ярость, поначалу смягченную тем, что я думал, будто это дело рук трёх-четырёх идиотов, хотя и Пишот, и Куэнка использовали слово «много». Поэтому я отправился в штаб турнира, дождался окончания партий и расспросил их о подробностях. Моё изумление усилилось, а ярость усилилась: оба уверили меня, что «много» в данном случае означает множество, достаточное, чтобы создать сильное общественное мнение в социальных сетях и в шахматных кругах. «Большинство — любители с низким техническим уровнем, но есть и сильные игроки, и даже некоторые профессионалы», — согласились они.

Я могу засвидетельствовать, что нет никаких веских доказательств, которые могли бы объяснить такую ​​злобу против красоты огромного спортивного достижения 11-летнего мальчика и чести его девяти соперников на турнире. Я знаю некоторых из них много лет, а также двух организаторов, нейробиолога Мариано Сигмана и шахматного комментатора (помимо прочих обязанностей) Дэвида Мартинеса; а также родителей Фаусти, Алехандро и Ромину. Немыслимо, чтобы кто-либо из них мог позволить себе такое унижение, тем более, что они делают это все в партнерстве. И оправдание, что Оро выиграл несколько проигрышных позиций, справедливо только для безмозглых: вышеупомянутые подозреваемые должны были бы быть идиотами, и злодеями, чтобы производить такие яркие партии, делая что-то незаконное.

Хуже всего то, что подобные отвратительные измышления не ограничиваются специфической сферой соревновательных шахмат; скорее, они отражают худшее, тревожное легкомыслие мира 2025 года. Клевета стала чем-то обыденным, даже не требующим извинений, когда ложь становится совершенно очевидной. Фактор, во многом способствующий этой ужасающей реальности, заключается в том, что среди клеветников есть идолы масс, такие как Дональд Трамп, президент якобы самой развитой страны в мире, или Магнус Карлсен, первая ракетка мира по шахматам. Справедливости ради, во втором случае я должен уточнить, что он сделал это лишь однажды — но с большой помпой; и до сих пор не извинился за это — в отношении Ханса Нимана, и что его поведение в целом обычно достойно, а порой даже похвально.

Эта серьёзная проблема связана с другой, ещё более тревожной: всё меньше выпускников университетов хотят быть школьными учителями, как прекрасно объясняет в этой статье мой коллега Серхио дель Молино. Я считаю, что хорошие учителя сейчас нужны как никогда. Не только по очевидным причинам, но и по другой, столь же насущной и конкретной: детям необходимо твёрдо усвоить, что большая часть того, что они читают, видят или слышат, ложна; поэтому им следует постоянно активировать стремление проверять источники.

Один из аспектов, который меня особенно беспокоит в деле, которое я вам сегодня представляю, заключается в том, что Фаусти, вероятно, уже видел некоторые из этих коварных комментариев в чатах болельщиков (я не хочу спрашивать его об этом до окончания турнира). Среди негативных последствий этого — то, что он может ещё глубже уйти в свою шахматную игру и отвернуться от остального мира. Зачем покидать 64-клеточную доску, если внутри только правда, а снаружи — мусор и ложь?

Информационный бюллетень Леончо Гарсии

(в пересказе)

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site. Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН


About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top