ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

Зигберт ТАРРАШ /Siegbert TARRASCH/ (1862 ≈ 17.2.1934), немецкий шахматист, крупнейший теоретик и пропагандист игры, первым попытавшийся поставить ее изучение на научную основу.
Зигберт Тарраш (1862-1934) — известный шахматист еврейского происхождения, входивший в когорту сильнейших игроков на рубеже XIX-XX века. Шахматный теоретик и литератор, один из столпов позиционной школы.
Его игру высоко оценивал не только Вильгельм Стейниц, последователем идей которого он являлся, но и выдающиеся шахматисты более поздней эпохи Бобби Фишер и Гарри Каспаров.

Зигберт Тарраш родился 5 марта 1862 года в городе Бреслау (ныне польский Вроцлав) в состоятельной еврейской семье. Родители отдали учиться сына в престижную Элизабет-гимназию, где он и увлекся шахматами, довольно быстро добившись первых успехов. После завершения  учебы в гимназии пошел учиться на врача и стал дипломированным специалистом. Впоследствии Тарраш имел активную медицинскую практику сначала в Нюрнберге, а затем в Мюнхене.

На рубеже 80-90-х годов XIX века Тарраш одержал серию побед в довольно представительных турнирах — Бреславе (1889), Манчестере (1890), Дрездене (1892) и Лейпциге (1894). В это время ему поступило предложение от Гаванского шахматного клуба принять участие в матче против В. Стейница, но Тарраш ответил отказом, объяснив такое решение занятостью в медицине. В 1893 году уже Ласкер вызвал Зигберта на шахматную дуэль кандидатов в соперники Стейницу. Но и в этом случае Тарраш не дал согласия, предпочтя встретиться с Михаилом Чигориным.

Их матч состоялся в 1893 году в Петербурге и проходил в очень упорной борьбе, которая по накалу и качеству игры была достойна главного поединка. В результате встреча не выявила победителя и закончилась с абсолютно равным результатом +9-9=4.

Зигберт Тарраш и Михаил Чигорин (Санкт-Петербург, 1893 год)

Борьба за чемпионство
Тарраш никогда не был профессионалом в современном понимании этого слова. В течение долгого времени он сочетал занятия шахматами и медицину зачастую отдавая предпочтение последней. Даже в свои наилучшие годы Зигберт не смог приложить максимум усилий к завоеванию шахматной короны и порой относился к этому довольно легкомысленно. «Шахматы, как любовь и музыка, обладают способностью делать человека счастливым», — утверждал Зигберт Тарраш.

Тем не менее в 1908 году Тарраш сыграл матч за званием чемпиона мира против Э. Ласкера. Предыстория этого противостояния уходит в 1898 год когда Тарраш, победив Пильсбери в Вене и обыграв его в дополнительном матче, стал главным претендентом на обладание шахматной короной. После этого была победа на турнире в Монте-Карло (1903), после которой Тарраш, наконец, решился бросить вызов Ласкеру. Они даже подписали соглашение, предусматривавшее проведение встречи в 1904 году. Однако серьезной помехой на пути к главному титулу стала активная медицинская практика, отказаться от которой Зигберт был не в силах. Кроме того, его мучила травма, полученная во время катания на коньках.

Матч против Ласкера был организован Германским шахматным союзом. Первая партия была сыграна в Дюссельдорфе в августе 1908 года. Согласно правилам поединка победителем объявлялся игрок, первым одерживающий 8 побед. Призовой фонд матча составлял 6,5 тысяч марок, из которых 4 тысячи получал победитель. В этой встрече друг против друга сошлись Тарраш — сторонник позиционной игры, постоянно искавший самый лучший ход  и Ласкер — приверженец поиска самого неприятного хода для противника. Увы, но Зигберту не удалось на равных противостоять своему сопернику. Ласкер одержал убедительную победу (+8-3=5).

Зигберт Тарраш и Эмануэль Ласкер (Мюнхен, 1908 год)

После этого поражения Тарраш окончательно смирился с невозможностью реально поспорить за звание сильнейшего шахматиста мира, зато периодически продолжал выступать на турнирах и временами демонстрировал высочайший уровень игры. К примеру, на представительном турнире в Петербурге, который состоялся весной 1914 года и собрал под свои знамена сильнейших игроков планеты, Тарраш не остался в тени. В соревновании из 11 участников он разделил 2-3 места с Ласкером, уступив только звездному Капабланке. А на отдельно состоявшемся турнире победителей он нанес Раулю поражение.

Фото с Петербуржского турнира 1914 года, слева направо: Эмануэль Ласкер, Александр Алехин, Хосе-Рауль Капабланка, Фрэнк Маршалл, Зигберт Тарраш

Завершение карьеры
Активное занятие медициной и дефицит времени для шахмат со временем стали сказываться на качестве игры Зигберта. К тому же стали появляться талантливые молодые игроки, по многим шахматным компонентам превосходившие ветерана. На турнире в Карлсбаде 1923 года Тарраш оказался лишь одиннадцатым, набрав восемь очков и отстав от победителя на 3,5 очка. Представительный турнир 1925 года в Баден-Бадене также сложился для него неудачно — из сыгранных 20 партий он смог одержать победу только в трех. В итоге лишь 16-17 место. Два года спустя Зигберт принял участие в первой шахматной олимпиаде, состоявшейся в Лондоне. Его команда заняла шестое место, а сам Тарраш сыграл весьма средне набрав 8,5 очков из 15.

Шахматные достижения
Тарраш был приверженцем и продолжателем взглядов позиционной школы Стейница. Он был убежденным сторонником идеи общего метода игры, в основе которого лежит объективная оценка позиции. Как и его соратники он искренне верил в стратегию накопления мелких преимуществ, которая со временем должна перерастать в фазу маневрирования, в ходе которой происходит захват инициативы и в конечном счете достижение одной из главных целей игрока — позиционного перевеса.

Важным вкладом Тарраша в шахматы стало практическое освоение теоретических принципов, выдвинутых ранее Стейницем.  При этом он  никогда всерьез не воспринимал критику в свой адрес (в том числе и  объективную), считая что никакие компромиссы с оппонентами невозможны. Тем не менее способность к глубокому анализу и осмыслению позволила Таррашу завоевать большой авторитет в шахматном мире, а для многих представителей более молодого поколения он стал настоящим проводником в мир древней игры.

Тарраш — автор целой серии книг, посвященных древней игре. Среди них «Учебник шахматной стратегии», «Современная шахматная партия», «Что должен каждый знать о меттельшпиле». Особняком стоит его самая известная работа «300 шахматных партий». В ней автор на глубоком теоретическом уровне обобщил основные принципы позиционной игры, представив их на доступном и понятном для широкой аудитории языке. Зигберт был убежден в огромной роли, которую играет грамотный комментарий для развития шахматного мышления. Он неоднократно выдвигал инициативу введения обучения шахматам в школе и последовательно отстаивал свою позицию.

Одним из самых ярых оппонентов Тарраша в воззрении на шахматы был Арон Нимцович, который жестко критиковал Тарраша за приверженность взглядам позиционной школы. Именно с его подачи за Зигбертом закрепилась весьма нелестная характеристика: «педантичный догматик, неспособный понять веяний новой шахматной мысли».

Именем шахматиста названа защита Тарраша —  вариант дебюта, разновидность ферзевого гамбита, а также вариант во Французской защите. Защиту Тарраша в свое любили разыгрывать в своих партиях Б. Спасский и Г. Каспаров.

В 1910 году Тарраш опубликовал статью «Шахматы как искусство», в которой предсказал древней игре большое будущее и провел интересные аналогии с искусством. В частности, он писал о важности впечатления красивой партии, которое она производит на зрителя. Также он отметил социальную роль шахмат в плане развития эстетического восприятия действительности.

Автопортрет
В 1892 году профессор из Сорбонны А. Бинэ в рамках проводимого им исследования об особенностях человеческого интеллекта взял интервью у ряда ведущих шахматистов, в числе которых оказался и Тарраш. Отвечая на вопросы ученого, Зигберт признался, что оценивает свою память чуть выше средней. Она редко подводит в шахматном плане, но не позволяет вспоминать некоторые второстепенные детали. Например, Тарраш сокрушался тем, что быстро забывал лица пациентов и многие события окружающей жизни. Свои математические способности он назвал вполне заурядными, хотя не скрывал, что мог играть 6-8 партий одновременно.

Один из современников оставил лаконичный и точный словесный портрет шахматиста — рыжеватый с аккуратно подстриженной бородкой и пенсне с претензией на фатовство. Этот сакраментальный образ дополняли желтые туфельки из-за которых виднелись такие же веселые носки. Его походка со слегка дрожащими ногами дополняет несколько самоуверенный и довольный вид.

Личная жизнь
Тарраш был главой многодетного семейства, в котором росли и воспитывались три дочери и двое сыновей. Его первой супругой и матерью детей была Анна Розалия Рудольф, с которой Зигберт развелся в 1924 году. После этого он сразу же женился на Гертруде Шредер, с которой прожил до конца жизни. Скончался Зигберт Тарраш 17 февраля 1934 года в Мюнхене.

Интересные факты
С легкой руки журналистов Зигберту был присвоен неофициальный титул «Чемпион Европы», а в шахматном мире его часто называли «доктор Тарраш».
После поражения от Ласкера в поединке за мировую корону Тарраш назвал шахматы спортом, отдельно пояснив, что в сущности они являются искусством.
http://chesswood.ru

© Валерий РУБИН Canadian News Service CNS Non-profit site

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top