Китайские боевые искусства или ушу возникли 4000 лет назад, но они не получили глобальной популяризации до тех пор, пока суперзвезда кунг-фу Брюс Ли не принес их миру с помощью классики кино, такой как «Выход дракона». (SCMP)
По мере развития «увлечения кунг-фу» на сцену ворвались несколько актеров и актрис боевых искусств, которые стали именами нарицательными и принесли международную известность таким популярным формам, как Шаолинь и тай-чи.
Несмотря на то, что различные виды ушу развивались по всему Китаю, все они по-прежнему придерживались древней китайской философии и традиций, таких как достижение баланса между инь и ян.
Чтобы помочь вам узнать больше о китайских боевых искусствах и их влиянии на кино, Post исследует происхождение, философию и методы ушу.
Ушу, буквально означающее «боевые искусства», относится к формам борьбы, которые можно проследить примерно 4000 лет назад, во времена, когда Китай был охвачен клановыми войнами.
Однако только в 1970-х годах китайские боевые искусства стали глобальным феноменом поп-культуры, когда классический гонконгский фильм 1973 года «Выход дракона» с Брюсом Ли в главной роли достиг беспрецедентного успеха, собрав более 400 миллионов долларов США по всему миру.
Фильм также ознаменовал начало так называемого «кунг-фу помешательства», которое длилось около десяти лет.
В китайском языке термин кунг-фу относится к любому навыку, которому можно научиться благодаря упорному труду и практике. Тем не менее, оно стало широко использоваться за пределами Китая, особенно в Голливуде, для обозначения китайских боевых искусств после того, как Ли ворвался на сцену (на Западе их называли «китайским боксом»).
Несмотря на то, что кунг-фу на сегодняшний день является самым популярным термином, официальные китайские соревнования по боевым искусствам продолжают использовать ушу. Чемпионат мира по ушу, проводимый Международной федерацией ушу, является одним из примеров.
Мы углубимся в четыре основные школы китайских боевых искусств с разными подходами к ушу.
1. Шаолинь
Шаолинь – одна из самых известных школ ушу в мире; В Интернете есть много видео, показывающих чрезвычайную дисциплину и обучение шаолиньских монахов.
Эта школа зародилась в храме Шаолинь в горах Суншань в провинции Хэнань в центральном Китае. Храм был построен примерно в 495 году нашей эры и является родовым храмом секты Дзэн китайского буддизма.
Шаолиньское ушу, также называемое Шаолинь цюань, широко практикуется в северном Китае, и в то время как монахи славятся своими впечатляющими прыжками и ударами ногами, духовный аспект дзен-буддизма, включая такие практики, как медитация, не менее важен в школе Шаолинь.
На протяжении всей истории шаолиньские монахи перенимали техники из других монастырей и школ ушу. Стиль Шаолинь больше ориентирован на атаку, с 371 формой кулачного боя и способами использования оружия, а также 72 секретными искусствами.
Исторически сложилось так, что шаолиньские монахи использовали свои навыки в бою. В VII веке 13 шаолиньских монахов помогли императору династии Тан дать отпор врагу. Девять веков спустя, во времена династии Мин (1368-1844), более 80 шаолиньских монахов сражались против японских пиратов.
К концу династии Мин и начала династии Цин (1644-1911) подобные события снискали Шаолинь Цюань уважение как одной из основных школ ушу в Китае.
2. Удан
Несмотря на то, что Удан не так известен во всем мире, как Шаолинь, он так же уважаем. Как гласит китайская поговорка: «Шаолинь уважают на севере, а Удан – на юге».
Название происходит от гор Удан в провинции Хубэй, родины даосизма. Идентичность школы, соответственно, более глубоко укоренена в даосских идеалах – тишине и течении с дао (путем) – чем в других стилях ушу.
В то время как неприязнь даосов к внешнему эффекту привела к тому, что происхождение боевого искусства было окутано тайной, считается, что оно практиковалось в горах Удан с первых дней даосизма, который развился после периода Весны и Осени (770-481 гг. до н.э.) в Китае.
Современные ученые говорят, что практикующие Удан очень бережно относились к своим техникам и очень тщательно выбирали своих учеников. В результате, Удан не получил широкого распространения, хотя школа, которая преподавала его, была основана в Нанкине, на востоке Китая, во времена поздней династии Цин.
Удан, внутренний стиль нэйцзя, находится на другом конце спектра от Шаолинь, который является ориентированным на атаку, вайцзя (внешним) стилем ушу.
В Удане практикующий наносит удар только после того, как враг наносит удар. Кроме того, больше внимания уделяется развитию внутренней силы.
3. Вин Чунь
Вин Чунь – относительно молодая школа ушу, имеющая тесные связи с Гонконгом.
Он возник на юге Китая и был завершен легендарным мастером боевых искусств Ип Маном, который был родом из Фошаня, в провинции Гуандун, но переехал в Гонконг в подростковом возрасте.
В 1967 году он основал Атлетическую ассоциацию Вин Чун, школу боевых искусств, которая до сих пор работает в районе Монг Кок в Гонконге.
Его история становления мастером Вин Чунь рассказана в серии фильмов «Ип Ман» с Донни Йеном в главной роли. Из учеников Ип Мана Брюс Ли, пожалуй, самый известный.
Есть некоторые характеристики Вин Чунь, которые отличают его от других. Например, базовая стойка Вин Чунь «верхом на овце» отличается от стойки «верховой езды» других школ, в которой колени обращены наружу. Вместо этого стойки практикующих Вин Чунь, их колени согнуты внутрь, чтобы соприкоснуться.
Уникально то, что Вин Чунь использует для тренировок деревянный манекен, называемый мук ян джонг. Практикующие отрабатывают движения на деревянном манекене, чтобы выработать условные рефлексы.
4. Тайцзицюань
Людей, практикующих тайцзицюань, легко найти в парках не только в Китае, но и везде, где есть значительная китайская община. Это боевое искусство, состоящее из медленных и контролируемых движений, является одним из самых доступных и предлагает физические и духовные преимущества.
Тайцзицюань был основан в храме Цяньцзай в деревне Чэнь в провинции Хэнань во времена поздней династии Мин и ранней династии Цин и находится под зонтиком Удан.
Название тайцзицюань является романизацией слова тайцзи, мандаринского термина, означающего «высший предел». Проще говоря, тайцзи относится к философии инь и ян.
Движения тайцзицюань направляются ци – внутренней жизненной энергией – и напрямую вытекают из философских концепций.
Например, пять основных техник тайцзицюань основаны на теории пяти стихий – огня, воды, дерева, металла и земли.
Огонь соответствует шагу, вода — отступлению, дерево — шагу влево, металл — шагу вправо, а земля — сохранению центрального положения.
Эрика На
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
"Canadian News Service" CNS.
Non-Profit site.
Сообщество журналистов.
© Валерий РУБИН