ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER


Женщины в Китае когда-то считали брак необходимым этапом в жизни. Теперь они знают, что могут следовать своим желаниям. (SCMP)
Женщины на улице Нанкин, Шанхай, 11 января. Отношение китайских женщин к браку и материнству изменилось по мере того, как отношение общества становилось более просвещенным. Фото: EPA-EFE

Когда мне исполнилось 20 лет, Най, моя бабушка по материнской линии, начала читать мне брачные объявления в наших местных газетах. Одно из типичных объявлений звучало так: «Такой-то и такой-то, мужчина, 27-летний учитель, 1,73 м, высшее образование с ежемесячным доходом почти 1000 юаней, ищет привлекательную девушку, среднего роста, от 21 до 25 лет». Для нее мой статус холостяка был болезнью, которая с каждым годом становилась все сильнее, поскольку она беспокоилась, что я буду скучать по свадебной лодке.

Моя мать убеждала меня прилагать больше усилий для «решения моей личной проблемы». Мне нравилось отмечать, что она часто жаловалась, что Най разрушила ее шансы на семейное счастье. Когда моей маме было 20 лет, Най через соседа познакомила ее с мужчиной и в течение года заставила выйти замуж. Этот человек, мой отец, оказался не таким уж и милым. Развод, однако, был немыслим для женщины ее поколения.

Несмотря на несчастливый брак моих родителей, я очень хотела выйти замуж. Я просто не торопилась, чтобы найти подходящего мужа. Моя мама оценила это, но также добавила: «Сделайте это приоритетом. Женщина без мужа – ничто».

В каком-то смысле я понимаю, почему Най так хотела, чтобы у нас были собственные семьи. Именно благодаря замужеству она изменила свою судьбу. Когда она была юной сиротой, ее продали в публичный дом, где она познакомилась с моим дедушкой. Позже он сделал ее своей наложницей. После того как коммунисты пришли к власти и мужчинам разрешили иметь только одну супругу, мой дед решил оставить свою добродушную наложницу в качестве законной жены.

Будучи молодой женщиной, я никогда не спрашивала себя, почему хочу выйти замуж. Я думала, что все хотят жениться, это необходимый этап в жизни.

Как все изменилось.

Прошлой осенью я путешествовала по Китаю и взяла интервью у десятков женщин об их отношении к браку и материнству. Многие тянули с тем, чтобы связать себя узами брака. Некоторые даже не захотели заморачиваться с этим.
Мина — красивая 34-летняя переводчица из Шанхая. Ее первоначальная идея заключалась в том, чтобы выйти замуж до 30 лет и родить двоих детей до 35 лет, но ее карьера пошла на спад. Вскоре она основала свою собственную компанию, предоставляющую услуги устного перевода для международных конференций и тому подобного. Постепенно она отказалась от идеи о детях.
Воспитание детей требовало от нее «слишком многого» времени и сил, в то время как брак был большим «может быть». «Если я встречу кого-то, в кого безумно влюблена, я выйду замуж», — сказала она. Ее приоритетом был успех карьеры.

Брак в Китае претерпел кардинальные изменения, поскольку страна превратилась из бедной экономики во вторую по величине в мире. В 1990 году, когда я наконец обручилась в возрасте 26 лет, средний возраст вступления в первый брак составлял 23,59 года для мужчин и 22,15 года для женщин. В 2020 году этот показатель подскочил до 29,38 для мужчин и 27,95 для женщин.

Все меньше людей вступают в брак. В течение девяти лет после пика 2013 года уровень брачности в Китае снижался каждый год, с 2014 по 2022 год. В прошлом году он вырос, но общая тенденция, боюсь, остается нисходящей.
Я считаю, что эта тенденция обусловлена образованными городскими женщинами. Это соответствует траекториям более развитых стран. Как только женщины получают хорошее образование и хорошую работу, они становятся менее заинтересованными в браке.

Я понимаю практические причины, стоящие за нерешительностью в отношении брака в Китае – финансовая нестабильность, высокая стоимость жизни и ожидания, например, от будущего мужа, обеспечивающего семейный дом, – но что более важно, так это изменение отношений. Многие напористые молодые женщины больше не рассматривают брак как необходимый обряд посвящения себя семье или составляющую счастья. В отличие от моей бабушки, у молодых женщин сегодня гораздо больше свободы воли.
И они больше заботятся о качестве брака. В отличие от моей мамы, такие женщины не стесняются расставаться с несчастливыми браками. Действительно, женщины подают больше разводов.

В большинстве городов развод стал более социально приемлемым, хотя некоторые представители старшего поколения до сих пор считают это позором. Более 18 лет назад, когда я сообщил маме новость о разводе, она была убита горем. И снова она начала придираться ко мне за то, что я ищу мужчину. «Женщина — ничто без мужчины», — утверждала она.

Я была в разводе, но я также была публикуемым автором книг по всему миру, читала лекции в ведущих университетах, таких как Гарвард, и давала интервью BBC. Была ли я все еще никем только потому, что у меня не было мужа? Я проглотил эти слова, зная, что спорить с ней нет смысла. До самой своей смерти пять лет назад моя мама держала мой статус холостяка в «секрете».

Что помогает большему количеству женщин отказываться от брака, так это более либеральное отношение к сексу. В наши дни в городах секс до брака стал обычной практикой.

Также в Шанхае я брала интервью у успешной бизнесвумен, матери-одиночки. Около восьми лет назад, когда она обнаружила, что беременна от интрижки, она решила оставить ребенка, потому что считала, что ее ребенок с большей вероятностью будет любить ее, чем мужа. Она ни разу не пожалела об этом решении.

Со времен моей юности Китай прошел долгий путь не только в экономическом развитии, но и в своих просвещенных социальных установках. В конце концов, женщины имеют право делать выбор, который отражает их желания.

Хочу ли я по-прежнему вступать в брак? Не особенно – если только я не встречу кого-то, в кого безумно влюблена.
Лицзя Чжан
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. 
"Canadian News Service" CNS. Non-Profit site. Сообщество журналистов. 
© Валерий РУБИН

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top