«Образование – это атмосфера, дисциплина и жизнь». Шарлотта Мейсон написала это предложение, чтобы обобщить философию своей образовательной программы. (The Epoch Times)Это также было девизом Национального образовательного союза родителей (PNEU), организации, которую Мейсон основала в 1887 году для проверки и реализации своих образовательных концепций.
Идея о том, что образование включает в себя дисциплину, не удивительна для большинства читателей. Но представление об образовании как об «атмосфере» или «жизни» может показаться современным родителям и педагогам более неожиданным или даже загадочным. Тем не менее, это говорит о характерной экспансивности подхода Мейсона. Для нее истинное образование охватывало всю полноту встречи ребенка с миром, подобно тому, как дерево раскидывает свои ветви. Мейсон считала, что для достижения этой цели детские души должны быть пробуждены через встречу со знанием.
В то время как сегодняшние представления об образовании, скорее всего, вызывают образы классных комнат, рабочих тетрадей, учебников и средних баллов — все они ограничены одним важным, но ограниченным типом обучения — идеи Мейсона об образовании не ограничиваются промышленным образованием. В модели Мейсона образование в большей степени связано с человеческим развитием — полным процветанием человеческой личности, — чем с результатами тестов и профессиональной подготовкой.
Как писала Синди Раштон в книге «Букварь Шарлотты Мейсон»: «Истинное образование происходит в реальной жизни. Когда мы начнем смотреть на всю жизнь как на класс, мы действительно подготовим наших детей к тому, чтобы стать самоучками, учиться на протяжении всей жизни, которые получают удовольствие от обучения».
В этой статье кратко представлена образовательная мысль Мейсона, парадигма, которая восходит к более старым формам обучения. Эти старые методы выходят за рамки профессионального обучения (не пренебрегая им) и смотрят на более широкие горизонты того, что значит быть всесторонне развитым человеком.
Обучение на протяжении всей жизни
Мейсон родилась в 1842 году в Бангоре, Англия. Ее родители обучали ее, разделяя предметы между собой и включая дополнительные уроки на стороне. Когда Мейсон было всего 16 лет, ее мать умерла, а отец умер в следующем году. В 18 лет она отправилась в Лондон и поступила в педагогический колледж. После обучения она работала в различных школах, пока не заняла должность в колледже епископа Оттера в Чичестере, где начала обучать других учителей.
Благодаря своему опыту работы в качестве учителя и тренера учителей, а также путешествуя за границу, Мейсон разработала образовательную философию и методы, благодаря которым она теперь известна.
Она начала читать лекции по образованию, и некоторые из этих лекций были переведены в книжную форму. Все это привело к созданию Родительского образовательного союза (позже Родительского национального образовательного союза), который выпустил собственное издание «Родительский обзор».
В конце концов, Мейсон также основала педагогический колледж в Спрингфилде в Эмблсайде. Благодаря своим многочисленным трудам, PWEL и школе Эмблсайд, Мейсон создала солидный корпус педагогической работы и влияния до своей смерти в 1923 году.
Ключевые характеристики школы Шарлотты Мейсон
В основе метода Мейсона лежала вера в то, что «дети рождаются людьми». Как таковые, они предназначены для вступления в отношения, которые фундаментально формируют и формируют их. Это понимание обеспечивает основу для подхода Мейсона, который Институт Шарлотты Мейсон называет «реляционным образованием». В «Эссе о философии образования» Мейсон писала:
«Образование – это наука об отношениях; Это значит, что ребенок имеет естественные отношения с огромным количеством вещей и мыслей, поэтому мы тренируем его на физических упражнениях, знаниях о природе, ремеслах, науке и искусстве, а также на многих живых книгах, потому что мы знаем, что наше дело не в том, чтобы научить его всему чему-либо, а в том, чтобы помочь ему сделать действительным как можно больше из «тех первородных сродств, которые приспосабливают наше новое существование к существующим вещам».
Мейсон разделила отношения студента на четыре области: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к Вселенной и отношение к Богу.
Отношение к себе развивается через самопознание, самоуважение и нравственное формирование. Отношения с другими людьми развиваются за счет связи с другими людьми во времени и пространстве, например, при изучении истории или географии, в то время как отношения ученика со Вселенной развиваются через прямой контакт с природой, берущий начало в исследовании и идентификации ребенком флоры и фауны в его или ее собственном районе. Наконец, отношения студента с Богом развиваются через изучение Библии и осознание Бога как источника всей истины.
Понимание Мейсон различных отношений ребенка с миром привело ее к созданию сбалансированной учебной программы. По ее собственным словам: «Мы хотим образования, которое питает ум, не пренебрегая ни физической, ни профессиональной подготовкой».
Ученик в школе Шарлотты Мейсон получает здоровую дозу как книжного обучения, так и эмпирического обучения. Образовательная модель, которая пренебрегает одним из этих аспектов — тренировкой тела или ума — является неполной. Мейсон понимала, что здоровое развитие ума и тела зависит друг от друга.
Институт Шарлотты Мейсон (CMI) описывает сбалансированный подход метода следующим образом: «Встречи с письменным словом и физическим миром вместе создают сбалансированную и живую учебную программу, которая достаточно обширна, чтобы расширить и порадовать студентов, которые могут естественным образом тяготеть к одному или другому, но заслуживают и того, и другого».
Действительно, Мейсон считала, что дети заслуживают того, чтобы их познакомили с широким спектром самых лучших идей, искусства и опыта. Как она выразилась в книге «Школьное образование»: «Мы в долгу перед [детьми] привить огромное количество интересов». Однако цель подхода заключается не только в количестве, но и в качестве. Мейсон часто сравнивала образование с интеллектуальным «пиршеством», но пиршеством здоровой интеллектуальной пищи, которая должна была вырастить ум и сердце ребенка.
Раштон объяснил:
«Шарлотта Мейсон считала, что умы детей должны питаться лучшей интеллектуальной пищей – Словом Божьим, великой литературой, изобразительным искусством, прекрасной музыкой, настоящей живой историей и непосредственным контактом с Божьим творением! Она учила, что детям нужен прямой, реальный контакт с этими реальными, живыми идеями».
По словам Мейсон, дети растут в интеллектуальной зрелости, питаясь вдохновляющими идеями. Цель состоит не в том, чтобы напичкать ум фактами, а в том, чтобы зажечь его концепциями, которые придают фактам смысл и контекст. Преподаватели направляют учащихся к лучшим книгам по каждому предмету, уделяя особое внимание повествовательному и литературному качеству, и показывают учащемуся, как понимать, взаимодействовать и реагировать на эти произведения самостоятельно. Модель движется в сторону «самообразования», предоставляя учащимся инструменты, необходимые для самостоятельного поиска и обработки информации.
Применение на практике
Модель Charlotte Mason обладает некоторой гибкостью. Но некоторые основные, конкретные практики описаны в материалах ОМС и в учебнике Раштона по методу. Вот некоторые из них:
Короткие уроки с разнообразием
Для младших школьников уроки, скорее всего, не превышают 20 минут. Уроки старших учеников могут длиться 45 минут. Уроки варьируются от одного случая к другому, чтобы помочь сохранить внимание и интерес. Мейсон считала, что разум, как и тело, нуждается в разнообразной пище для того, чтобы быть здоровым и сбалансированным.
Акцент на «живых книгах»
CMI рекомендует книги, «написанные экспертами, увлеченными своими предметами, с хорошо подобранным языком, вдохновляющими идеями и часто в повествовательной форме». Часто уроки передаются в литературной и повествовательной форме, которую Мейсон считала наиболее естественным способом обработки информации для детей.
Как структурированное, так и неструктурированное время
Такое сочетание позволяет получить сбалансированное образование, охватывающее не только книги. Мейсон изложила основной график дня следующим образом: «Вся интеллектуальная работа выполняется в часы утренней школы, а вторая половина дня отводится натуроведению, рисованию, рукоделию и т. д. Несмотря на эти ограничения, дети производят удивительно много хорошей интеллектуальной работы. Никакой домашней работы не требуется».
Языковые искусства, изучаемые через великую литературу
Учащиеся учатся писать с помощью повествования (пересказа прочитанного), диктовки (записи прочитанного) и расшифровки (копирования непосредственно из великих книг). Формальные уроки грамматики не преподаются до более старшего возраста. Искусство письма начинается с подражания, согласно Мейсону.
Уроки, адаптированные к географическому и культурному контексту
Познание мира детьми начинается рядом с домом и распространяется наружу, и это отражено в «Модели Шарлотты Мейсон». Таким образом, метод способствует «локализованному обучению». Дети сначала узнают о собственном биоме, например, прежде чем узнавать об иностранных. Они изучают местную историю, прежде чем изучать мировую историю и другие культуры.
Пробуждение сердца ученика
Мейсон предложила много замечательных идей о том, как получить подлинно «либеральное» образование, которое позволяет студентам быть лучшей формой самих себя. Ее методы применимы для хоумскулеров, микрошкол и даже более инновационных государственных или частных школ. Более того, они могут быть интегрированы с другими образовательными моделями, такими как классическая модель или поэтический способ обучения, разработанный Джоном Сениором и его коллегами.
Мейсон правильно понимала, что конечная цель образования была гораздо более качественной, чем количественной. Речь идет не о накоплении отдельных крупиц знаний в голове ученика. Речь идет о пробуждении сердца ученика. Или прямо процитируем Мейсона:
— Вопрос не в том, как много знает молодежь? Когда он закончит свое образование, но насколько его это волнует? А о скольких порядках вещей он заботится? В самом деле, насколько велика комната, в которой он находится на ногах? и, следовательно, насколько полна жизнь, которую ему предстоит?»
Уокер Ларсон
(в пересказе)
"Canadian News Service" CNS. Non-Profit site.
Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН