ads

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER


Каждую неделю, когда приближается четверг, я просматриваю текущие события в шахматах, чтобы решить, что я собираюсь вам рассказать. Но и мои эмоции, если они помогут добавить немного соли и перца, страсти в мою историю. И сегодня я хочу подчеркнуть мое восхищение Вишванатаном Анандом, индийским чемпионом мира, которому в этом году в Эль-Паисе мы посвятили «Исторические жемчужины августа» в моей ежедневной колонке. А сколько хорошего я увидел и услышал за те три дня, которые провел в Санто-Доминго (Доминиканская Республика), чтобы прочитать лекцию на курсе Иберо-Американской организации социального обеспечения (OISS).

‌Моих первых встреч и диалогов с Анандом было более чем достаточно, чтобы понять, что он гений. Мы, спортивные журналисты, склонны преувеличивать употребление этого слова, но уверяю вас, что в данном случае оправдание полное. Это был февраль 1991 года в Линаресе, тогда был шахматный Уимблдон. Ананду был 21 год, и у него были сверхзвуковые рефлексы. В тот день, когда он сыграл вничью с Гари Каспаровым, я сидел рядом с ними и смотрел совместный анализ после игры. И у меня возникло ощущение, которое мне казалось невозможным: молодой индиец видел очень сложные идеи даже быстрее, чем чемпион мира.

‌Мне не потребовалось много времени, чтобы убедиться в правильности этого впечатления. При этом Ананд проводил в каждой игре очень мало времени (иногда всего полчаса из двух), несмотря на то, что каждый день встречался с одним из лучших игроков мира. Как только я смог, я спросил его, почему он не подтвердил свои решения лучше, подумав о них еще немного. Никогда не забуду его ответ: «Просто, если я думаю, то я ошибаюсь».

‌Я заглянул в его детство, и то, что я обнаружил, идеально соответствовало тому, что видел я сам. Когда ему было девять лет, его отца отправили в Манилу на должность старшего менеджера индийской железнодорожной компании. Там маленький Виши (так его сегодня все называют) не пропустил ни одного эпизода телепрограммы, состоящей из состязаний по шахматным задачам, который вел не кто иной, как Флоренсио Кампоманес, ставший впоследствии президентом Федерации самых скандальных международных шахмат. Турнир (ФИДЕ) в истории. Ананд выигрывал конкурс каждую неделю. Кампоманес позвонил матери и решил проблему весьма прагматично: «Мадам, я каждую неделю буду присылать вам приз для вашего сына; Но, пожалуйста, больше не соревнуйтесь, потому что у меня собираются отобрать программу из-за отсутствия эмоций и зрителей».

‌Вернувшись в Мадрас (теперь он называется Ченнаи), Ананд при любой возможности ходил в шахматный клуб советского консульства, чтобы играть в быстрые партии (по пять минут на каждую сторону). Но у них были только одни часы, поэтому они применили формулу: победитель продолжает играть, а проигравший идет последним в списке ожидания, который всегда был длинным. Подолгу наблюдать за тем, как играют другие, вместо того, чтобы делать это самому, мальчика раздражало, и именно так Виши очень интенсивно развивал свои рефлексы, скорее всего, генетически обусловленные.

‌Я просто написал «весьма вероятно», потому что помню кое-что, что произошло во время одной из наших следующих встреч, в Лас-Пальмасе в 1995 году. Я узнал, что его поездка из Индии имела остановку в Гамбурге, где основатель компании Chess Base, Фредерик Фридель подверг его испытаниям, чтобы измерить его умственные способности, и получил весьма исключительные результаты. Когда я спросил его об этом, его ответ на прекрасном испанском языке (он уже выучил его) был: «Мне наплевать на свои умственные способности».

‌Чтобы узнать, как ему удалось стать пятикратным чемпионом мира (в классическом, медленном режиме, не считая быстрых), а значит, и одним из лучших шахматистов в истории, достаточно прочитать его биографию. Но я добавлю размышление о том, почему оно не стало еще больше. Именно поэтому он не выиграл дуэль у Каспарова (107-й этаж башен-близнецов, Нью-Йорк, 1995 год), хотя половину девятого гейма он прошел с преимуществом на табло. Он немного расстраивается, когда я говорю ему об этом, но я думаю, что ему не хватает инстинкта убийцы - у Каспарова его предостаточно - и это, вероятно, связано с его индуистской религией (его семья принадлежит к высшей касте брахманов).

‌Мое восхищение им не только спортивное, но больше связано с его личными достоинствами: он очень культурный, может говорить на многие темы с большими знаниями; и он также очень скромен, несмотря на то, что является кумиром в стране с населением в 1,4 миллиарда человек, где его катали на платформе, запряженной слонами. Благодаря своей серии успехов, шахматы сегодня конкурируют в Индии с самыми популярными видами спорта (сквош, хоккей на траве, бадминтон, крикет...). И здесь возникает связь с другой темой этого бюллетеня: благодаря Ананду шахматы сегодня являются межклассовым видом спорта в самой густонаселенной стране мира (она обогнала Китай); Его популярность достигает низов общества.

‌Когда в 2019 году Иберо-Американская организация социального обеспечения (OISS) предложила мне выступить лектором на ее курсе в Монтевидео (Уругвай), я с радостью согласился, и не только по профессиональным причинам, но и из принципа. Мои путешествия, особенно по странам Африки к югу от Сахары, научили меня тому, что само место рождения может безвозвратно определить вашу жизнь, независимо от того, насколько вы трудолюбивы или умны. Например, если вы родились в Камеруне, Бурунди или ЦАР, весьма вероятно, что ваше существование будет очень трудным. Поэтому я глубоко убеждён, что обеспечение самых насущных потребностей каждого гражданина самим фактом существования должно быть моральным долгом любого правительства, потому что это вопрос элементарной социальной справедливости.

‌Следовательно, такие организации, как OISS, заслуживают моего уважения. Среди ее величайших достижений – соглашение, согласно которому работники в 13 странах-членах могут подсчитывать отработанные годы во всех из них и прибавлять их к своему выходу на пенсию. «Это соглашение является одним из наиболее тщательно охраняемых секретов в Латинской Америке», — сказал даже король Филипп VI, согласно тому, что мне рассказали свидетели. Для меня огромное удовлетворение то, что OISS включает шахматы как стратегическое мышление в обучение своих сотрудников и руководителей.
Леончо Гарсиа
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. "Canadian News Service" CNS. Non-Profit site. Сообщество журналистов. © Валерий РУБИН

About Valery Rubin

Автор блога-сайта о себе. Валерий Рубин. Инженер, журналист, редактор, блогер, литератор. Родился, учился, женился. Именно в таком порядке. Из Питера. Здесь закончил школу, поступил в Военно-Механический институт. Государство - дай Бог ему здоровья - дало возможность получить повышенную стипендию, а впридачу к ней высшее образование, интересную и престижную специальность. Полжизни отдал работе в "ящиках", командировкам. И где только не побывал. На Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, в песках Средней Азии и на берегу Черного моря, на равнинах Балтии и в горах Кавказа. Служил начальником боевого расчета на космодроме Плесецк (секретная информация, не подлежащая разглашению). Земную жизнь пройдя наполовину, купил кота в мешке, сменил профессию и занялся журналистикой. Работал инспектором "Российской газеты" и газеты "Правда" в Северо-Западном регионе, иностранным корреспондентом "Парламентской газеты". Сотрудничал со многими печатными и сетевыми изданиями в России, Израиле и в Канаде.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top